Приближали Победу и в тылу, и на фронте
В Год защитника Отечества и 80-летия Победы в Великой Отечественной войне мы вспоминаем ратный подвиг воинов, сражавшихся за Родину с нацистами, и тружеников тыла, вместе с фронтовиками кровью и потом выковавших Великую Победу.
Жительница Камского Устья Гульзада Давлетшина поделилась с нашей газетой воспоминаниями о своих родителях – участнике Великой Отечественной войны Ахметши Давлетшаевиче Давлетшине (1-й Украинский фронт, 58 отдельный танковый полк) и труженице тыла Салиме Давлетшиной, молодые годы которых пришлись на сороковые годы прошлого столетия.
Танкист Ахметша – по-русски Алеша
Грозный 1941 год. Нет, тогда он еще не был грозным. Наступило лето, сданы последние школьные экзамены, впереди столько дел и мечтаний. Сначала служба в армии, а потом…
Что будет потом, он еще не решил окончательно. Сегодня, 20 июня, на медицинской комиссии Ахметшу Давлетшина признали годным к строевой службе. Времени впереди много, можно побродить по Казани, а завтра - домой, в Картапу. Сказали, что призовут ближе к Новому году. «Это хорошо, значит, осенью смогу помочь односельчанам убрать хлеб».
Не пришлось Ахметше Давлетшину убирать хлеб той осенью. Грянула война. А в конце июля он уже курсант 23-го запасного танкового полка.
«Учили нас управлять «Матильдой», – вспоминал отец. - По англо-советскому соглашению из Великобритании через северные моря на кораблях поставляли нам эти танки. Мощная машина, с двумя моторами, но не быстроходная»...
А война катилась все дальше на восток. Эхом отзывался гром канонады в каждом уголке Родины. Рвались в бой и парни: Харьков – Полтава - Киев – путь, которая прошла 178 танковая бригада летом и осенью 1943 года. С боями прошел Ахметша многие сотни километров. Участвовал в грандиозном Курском сражении, освобождал Киевскую, Сумскую, Полтавскую области. Танкист Ахметша - Алеша, как звали его по-русски однополчане, вел свою грозную машину по украинской земле. И вот Западная Украина, Южная Польша свободны.
Подвиг на Дукельском перевале
В 1944 году Ахметша осваивает танк Т-34. На нем проехал по улицам Ровно, Дубно, Сарны. На нем вышел на Государственную границу, с ходу форсировал Буг. На нем громил захватчиков на польской земле. Уже в сорок четвертом вышли к Карпатам на границе с Чехословакией. Здесь роте танков, где служил Ахметша Давлетшин, был дан приказ провести разведку боем и районе Дукельского перевала. Это был сильно укрепленный перевал. Низкие холмы Прикарпатья, покрытые густым лесом, стали преградой на пути советских солдат. В гору поднялись почти без выстрелов. Но на самом перевале попали под губительный огонь артиллерии. Горела земля, горели тридцатьчетверки.
Первый снаряд ударил в ведущую звездочку, второй прошил бортовую броню, радист Иван Крепников был убит, Ахметше осколком задело висок и ранило в ногу. От боли потерял сознание. Даже не понял, как он вытащил водителя, командира, наводчика. Когда очнулся, взял оружие и наверх. На счастье, за танками шла пехота. Санитар перевязал раненого бойца и велел лежать. Позже за ним пришли ребята. Главная задача - выявить немецкие огневые точки - была выполнена успешно.
За этот бой Ахметша Давлетшин награжден Орденом Красной Звезды и памятной медалью Чехословацкой Республики «За взятие Дуклинского перевала». Так закончилась для Ахметши Давлетшиевича война. Шесть месяцев колдовали над ним, боролись, за его жизнь врачи. В марте 1945 он был демобилизован. Вернулся в родной колхоз и приступил к работе. Ушел из жизни в мае 2005 года, ранение ноги сказывалось на протяжении всей его жизни, - врачи часть осколка не смогли удалить…
А в тылу был свой фронт – трудовой
И здесь тоже ковалась будущая Великая Победа, тяжкая работа легла на плечи женщин, стариков и детей. Молодые годы нашей мамы Салимы Давлетшиной пришлись как раз на военное время: в 1941-м, когда гитлеровская Германия вероломно напала на нашу страну, она окончила семь классов Старо-Барышевской сельской школы. Мужчины и молодые парни призывались в РККА - Рабоче-крестьянскую Красную армию (так тогда назывались Вооруженные силы).
В сентябре начался новый учебный год. Из 32 учеников, закончивших седьмой класс, в восьмой пришли только восемь, остальные по разным причинам не могли продолжить учебу, через месяц всех перевели на вечернее обучение. Позанимались с неделю и школу закрыли: не было керосина для ламп, дров для отопления.
«Классный руководитель Гаян апа Нургалеева пришла к нам в класс и сказала: «Учебу будем продолжать после окончания войны, сейчас надо помогать фронту»», - вспоминала мама.
Так, вместо ручек и карандашей у 13-летних мальчишек и девчонок в руках оказались лопаты, топоры, пилы и т.д. Так они поневоле оказались в числе тыловиков. В середине октября 90 односельчан и мама, совсем еще девочка, отправились рыть окопы в районе деревни Дауляки. В одном доме жили 28 женщин и девочки разной национальности из разных мест. Вся постель - бешмет или телогрейка, спали на полу, питались тем, что могли взять из дома. Зима 1941 года была очень суровая, приходилось греться у костра необмолоченных копен, а поджаренное зерно было вместо хлеба.
Весной возвращались в колхоз, готовили и таскали семена, пахали землю на волах, лошадях. По окончании весенне-полевых работ опять выезжали за пределы района на заготовку топлива, дров, необходимых фронту и тылу...
День Победы встретили в поле
С октября 1942 года по апрель 1943 года наша мама с двумя девочками из деревни Картапа (это ее родная деревня) трудились на станции Паратск – грузили в вагоны дрова. Норма огромная - 2 вагона на троих. Работали с 3 часов утра до темна. За перевыполнение нормы - 0,5 кг ржаного хлеба. Нередко работать оставались и на ночь. Из Паратска они сбежали и вернулись в деревню, В том же году умерла ее мать (наша бабушка Галиуллина Шамсебанат), но горевать не было времени: готовили семена и сеяли. Осенью опять отправили на лесозаготовки. В Паратске валили лес, норма на одного - восемь кряжей спилить, очистить от сучьев, отпилить одиннадцатиметровой длины строительный лес, остальную часть - на дрова…
Весной 1945 года день Победы сельчане встретили в поле. На ручных тележках и тачках возили на поле семена.
«Смотрим, бежит к нам изо всех сил наш бригадир Халима ала Хамидуллина и что-то кричит. Думали, случилось что в деревне - пожар или кто-то умер. Оказалось, что война кончилась. Мы - в деревню. Председатель наш Мухаммат абый Вахитов выступил на сходе. У всех на уме возвращение с войны мужчин и парней», - вспоминала мама.
Поклонимся мы низко тем годам
Но и после войны жизнь сразу не наладилась. Вручную жали, молотили зерно, готовили дрова, сеяли и пахали, спали по 2-3 часа. Несмотря на трудности, были сыты, одеты. Поэтому трудились наряду с мужчинами, за год зарабатывали по 400 -420 трудодней. А надеяться маме было не на кого, к этому времени умер отец (наш дедушка Галиуллин Шакир).
В 1947 году хлеба и картофеля уродилось более-менее достаточно, в то время мама была уже звеньевой по полеводству. В нашем семейном архиве сохранились фотографии тех лет, такие молодые, красивые.
А в 1948-м мама вышла замуж за фронтовика, танкиста и будущего нашего отца Ахметшу. Вместе они воспитали пятерых детей. С детских лет родители учили нас уважению к старшим, заботе, вниманию, помощи, трудолюбию. Наши родители всегда были для нас примером, мы гордились ими. Их поколение жило в трудное время, на их плечи свалились тяжелые испытания, но они выстояли, отстояли, завоевали для будущих поколений мир на земле.
В преддверии 80-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне, вспомним тех, кто не дошел до Берлина. Вспомним о сотнях городов - разрушенных, но не покоренных. Вспомним солдат, отстоявших Москву, Сталинград, Ленинград. Вспомним концлагеря Освенцим, Бухенвальд, Дахау. Вспомним солдат, защищавших свою Отчизну, свою семью. Поклонимся им низко. Сколько бы лет ни прошло, время не властно над ними. И 9 Мая навсегда останется для нас днем национальной гордости, днем великой радости и скорби. Мы не имеем права забывать, какой ценой досталась нашему народу эта Великая Победа.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia
Нет комментариев