БАМ: первый километр, славное море и город под землей
Продолжаю рассказывать об увлекательном путешествии на Байкало-Амурскую магистраль, которая в этом году отмечает свой полувековой юбилей.
Итак, через 2 дня наш поезд прибыл в Красноярск — самый большой город Восточной Сибири. Мы проехали от Казани 2683 км, – и это была середина моего пути.
Столица Красноярского края находится в самом центре России на берегах небольшой речки Качи и великого Енисея. Заложенный в 1628 году казаками под началом воеводы Андрея Дубенского острог первоначально называли «Красный яр», что означает «Красивый берег», а статус города Красноярск получил в 1690 году, когда Сибирь была окончательно присоединена к России.
«Надо же, казаки и здесь себя проявили», - подумалось мне, ведь под стук колес я читала книгу Захара Прилепина «Незаконный» о Михаиле Шолохове, посвятившему казачеству книги, ставшие мировыми бестселлерами…
Здесь начинается БАМ
И вот в 17.02 (поезд, как и положено, был точен) на третий день пути – станция Тайшет. Как у реки обязательно есть исток, так и у каждой дороги – начало. Так вот, в Тайшете и находится первый километр БАМа. Здесь сходятся три железнодорожные магистрали: с северо-запада на юго-восток проходит Транссибирская магистраль, на северо-восток начинается Байкало-Амурская магистраль, а в западном направлении отходит Южно-Сибирская магистраль. Прямо сейчас в Тайшете прокладывают новый путь, который увеличит пропускную способность станции в полтора раза: отсюда грузы идут и на Москву, и в Китай.
Стоянка 5 минут и наш поезд помчался по легендарному БАМу…
Северобайкальск строили ленинградцы
От названий станций веяло северным колоритом и романтикой: Падунские пороги, Гидростроитель, Лена, Звездная… А вот и Северобайкальск, стоящий на «славном море» Байкале.
Этот город еще называют Ленинградом на БАМе: возводили его жители Северной столицы. К слову, на БАМе станцию Ния, например, строили грузины, Улькан – азербайджанцы, Усть-Кут – армяне, так что братский союз народов огромной страны проявил себя на стройке века в полной мере.
Тем временем освободившиеся места в вагоне занимали загорелые мужчины с обветренными на северных широтах лицами – вахтовики ехали в Таксимо, где добываются цементное сырье, хризотил-асбест, золото, драгоценные и поделочные камни, так что БАМ – это не только транспортная магистраль, но еще и настоящая кладовая полезных ископаемых.
Остановка в Северобайкальске долгая, и вот поезд вновь набирает ход, а я прильнула к окну - справа раскинулся священный Байкал – бесконечный, как океан, и такой, казалось, недоступный…
Ан нет: в соседнем купе слышу разговор севших в Северобайкальске вахтовиков-бурятов с пассажиром, который никогда, как, собственно, и я, не купался в Байкале: «Да ты что, поезд целый час стоит, а Байкал тут рядышком, через железнодорожный мост переходишь, и вниз. Там пляж…»
«Здорово, на обратной дороге надо мечту свою – искупаться в Байкале - исполнить», - решила я, а к вечеру под песни неунывающих бурят, которые явно не только чаек попивали, мы заехали в самый длинный в России Северомуйский тоннель…
Город под землей
Это самый сложный из всех объектов, которые строили на БАМе. На его завершение в 2003 году потребовалось долгих 26 лет, а поезда до этого шли обходными путями через горы. Длина тоннеля 15 343 метра, а со всеми выработками и ответвлениями – около 45 км: целый город под землей.
В нашем поезде включилось освещение, так как тоннель мы проезжали почти 20 минут: голоса в вагоне затихли, все-таки это серьезный инженерный объект и пассажиры интуитивно относились к нему с почтением. Здесь своя система вентиляции, сложная дренажная система, системы оповещения и освещения, радиационная служба, калориферы, пожарные насосы, датчики температуры, уровня воды и содержания углекислого газа. А еще автоматическая система управления технологическими процессами. А зимой, когда пропитанная водой гора начинает замерзать и тоннель может просто зарасти льдом, здесь поддерживают плюсовую температуру за счет пуска по трубам термальных вод – такое вот «центральное отопление» по-северному.
Между тем грузопоток на БАМе увеличивается, поэтому планируется строительство второго тоннеля – уже готова инфраструктура и пробита дренажная штольня. Так что магистраль вновь становится «дорогой в будущее».
Поздним вечером вахтовики, помогая друг другу, высадились в Таксимо, а я утром следующего дня, когда до Олекмы остался всего час, вышла на станции Хани – здесь меня встречали мои друзья Елена и Анатолий Сорокины, с которыми мы вместе чуть позже и доедем до моей конечной остановки...
Продолжение следует
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев