Курбан-байрам: правила и традиции
24 сентября весь мусульманский мир отмечает Курбан-байрам - праздник жертвоприношения, который начинается 10-го числа месяца зуль-хиджа, то есть через 70 дней после окончания поста в месяце Рамазан, длится 3-4 дня и совпадает с днем завершения хаджа (паломничества) в Мекку (Саудовская Аравия). Курбан-байрам, наряду с Ураза-байрамом - самый большой праздник для...
24 сентября весь мусульманский мир отмечает Курбан-байрам - праздник жертвоприношения, который начинается 10-го числа месяца зуль-хиджа, то есть через 70 дней после окончания поста в месяце Рамазан, длится 3-4 дня и совпадает с днем завершения хаджа (паломничества) в Мекку (Саудовская Аравия).
Курбан-байрам, наряду с Ураза-байрамом - самый большой праздник для мусульман всего мира. Этот праздник является своего рода шансом для правоверных мусульман стать добрее и милосерднее, стать более богобоязненными, забыть про все разногласия и укрепить родственные связи и веру. Миллионы мусульман со всего мира с самого утра празднуют Курбан-байрам, совершая заклание дозволенных животных. В этот день принято угощать мясом жертвенных животных и дарить подарки не только своим родным и близким, но и всем нуждающимся: беднякам и сиротам.
Эта традиция напрямую связана с событием, произошедшим с пророком Авраамом (Ибрагимом). Божественным откровением ему было велено принести в жертву своего сына Исмаила (Измаила), который родился у Авраама к глубокой старости (в 86 лет) и был по земным меркам чудом: у столь пожилых родителей дети обычно не рождаются. Несмотря на всю любовь к ребенку, святость его и долгожданную поддержку в глубокой старости с его стороны, Авраам, обсудив Божье повеление с сыном, покорно согласившимся с ним, пришел в назначенное место. Когда все уже было готово, раздался голос: «Поистине, это - очевидное испытание! Ты успешно преодолел его». Жертва сыном была заменена жертвенным животным (ягненком), а Аврааму было даровано благополучное рождение второго сына - Исхака (Исаака).
Гуманистический смысл жертвоприношения заключается в том, что этим Всевышний показал: чтобы стать ближе к Богу, людская жертва не требуется. А животный мир - на покорной службе у людей, что подразумевает и использование его по назначению, и опеку, и охрану окружающей среды.
К празднику жертвоприношения мусульмане готовятся заранее. За 20 дней до наступления торжественной даты не полагается веселиться, надевать новые одежды, стричься и т.д. Отмечать Курбан-байрам мусульмане начинают уже с раннего утра: совершив омовение и нарядно одевшись, они отправляются в мечеть, где совершают коллективную молитву и слушают проповедь имама-хатиба. По окончании проповеди мусульмане идут обычно на кладбище молиться за умерших.
Вернувшись с кладбища, приступают к главному обряду этого праздника - жертвоприношению, в знак готовности служить богу. Согласно мусульманским преданиям, на спине животного, принесенного в жертву, правоверный сможет проследовать в рай, минуя мост Сират, «тонкий, как волос, острый, как лезвие меча, горячий, как пламя», перекинутый над адом. Если же мусульманин уклонится от принесения жертвы, то не сможет преодолеть Сират и попадет в ад.
Из всех видов животных допускается приносить в жертву только верблюдов, коров (быков), буйволов, овец или коз. В праздник мусульманин, имеющий средства на покупку животного, приносит в жертву: один человек - барана, овцу или козу, до 10 человек вместе (т.е. вскладчину) - одну голову крупного рогатого скота или верблюда. По шариату, баран, овца или коза может быть заколота за грехи одного человека, корова или бык - за семерых, а верблюд - за десятерых. Обычай допускает принесение жертвы не только за живых, но и за усопших. Жертвенное животное должно соответствовать следующим возрастным требованиям: овца и коза - не менее года; буйвол и корова (бык) - два года; верблюд - не менее пяти лет. Животное должно быть здоровым, без существенных изъянов.
Прежде чем животное режут, его обязательно валят на землю головой в сторону Мекки, в рот часто кладут леденец (набод), который потом вынимают, так как он становится благословенным. Считается, что с первой каплей крови жертвенного животного человеку, совершающему жертвоприношение, прощаются все грехи.
Мясо жертвенного животного, согласно предписанию шариата, делят на три части: одну раздают бедным, из второй части готовят угощение для родных, соседей, друзей, а третью мусульманин может оставить себе. Кроме того, мясо можно передать в специальную благотворительную организацию, занимающуюся распределением жертвоприношений. Но нельзя мясом и шкурой жертвенного животного расплачиваться с кем бы то ни было, а также продавать их. Если жертва приносится по обету (например, о рождении сына) или в знак покаяния за греховные действия, то все мясо жертвенного животного раздается неимущим. Раздача означает или прямую раздачу кусков сырого мяса беднякам, или их кормление за своим столом блюдами из жертвенного мяса, чтобы в праздник не было голодных. Ритуальное закалывание животных происходит как в первый, так и в последующие дни праздника, но оставлять мясо на послепраздничные дни запрещено.
Из мяса принесенного в жертву животного готовят традиционные блюда, которые съедают за праздничной трапезой. Как правило, в первый день готовят сердце и печень. На второй день в большинстве мусульманских семей варят супы из бараньей головы и ножек и подают традиционные блюда из мяса с гарниром из бобов, овощей и риса. На третий и четвертый день едят супы из костей и жареные бараньи ребрышки.
Большое внимание уделяется праздничному оформлению стола, а также приготовлению многочисленных сладостей. Накануне праздника хозяйки пекут хлеб, лепешки, пироги и бисквиты, а также готовят десерты из изюма и миндаля.
Близким друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки. В последующие после праздника дни обычно наносят визиты к родным и близким знакомым, так как посещение в дни праздника жертвоприношения считается благословенным и желательным.
В исламе существуют определенные предписания в области соблюдения правил приема пищи.
Перед началом трапезы мусульмане произносят: «Во имя Аллаха милосердного и милостивого» или же «О Аллах, благослови эту пищу и упаси нас от ада». А закончив еду, говорят: «Благодарение Аллаху, который послал нам пищу, питье и сделал нас мусульманами». Как до, так и после еды надо обязательно мыть руки. Причем в отличие от западных стран на мусульманском Востоке гости обычно не удаляются для мытья рук в специальное помещение, а моют их, не вставая с места, над тазиком. Как правило, льют из кувшина воду на руки гостям дети хозяина.
Согласно мусульманским традициям хозяин первым начинает трапезу и заканчивает ее последним.
Брать пищу полагается ложкой, вилкой (столовый прибор надо держать в правой руке) или руками, только не двумя пальцами.
Как только на столе появляется хлеб или лепешки, его начинают не спеша есть, не дожидаясь другого блюда. Резать хлеб ножом не рекомендуется, поэтому его разламывают руками.
Если из одной тарелки едят несколько человек, то каждый должен брать пищу с ближайшей к себе стороны, а не с середины блюда. Однако, если поданы поднос или ваза со сладостями, орехами либо фруктами, гости и хозяева могут выбирать любые из них.
Перед началом чаепития следует сказать: «Во имя Аллаха», а по окончании: «Слава Аллаху».
Сосуд для питья надо держать правой рукой. Воду или какой-либо прохладительный напиток рекомендуется пить маленькими глотками. Запрещено пить из горлышка бутылки или кувшина. На очень горячий чай или кофе не принято дуть, а следует подождать, пока он остынет.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia
Нет комментариев