В день театра: откровенно и о главном
Сегодня - Всемирный день театра. Наш герой имеет самое прямое отношение как к этому дню, так и к прошедшему совсем недавно Дню работников культуры.
В самом начале пути перед каждым из нас стоит непростой выбор – кем стать, какую профессию выбрать, и порой еще долгие годы мы не можем определиться со своим предназначением. Петр Сорокин из села Сюкеево уже, несомненно, выбрал свой жизненный путь - творческий…
Его звучный и красивый голос полюбился не только его односельчанам – сюкеевцам, но и жителям, и гостям района. Наша встреча состоялась в Сюкеевском доме культуры. Петр, как режиссер-постановщик концертно-развлекательной программы, которую в этот вечер предстояло представить землякам, заметно волновался и, как человек творческий, настраивался – ведь на этот раз он был не только ведущим представления и певцом, но и исполнителем одной из главных ролей.
Это был непривычный праздничный концерт: на сцене радовались и грустили, выясняли отношения герои любимого фильма «Любовь и голуби». Причем они еще – вместе с другими исполнителями – пели и танцевали, объявляли для зрителей концертные номера. А центром этой маленькой сценической вселенной стал дядя Митя в исполнении Петра Сорокина, который своей игрой покорил всех сидящих в зале от мала до велика…
С чего все начиналось
- Родился я в прекрасном селе Сюкеево, - Петр смущен неожиданным вниманием со стороны местной прессы. - После окончания музыкального отделения Тетюшского педагогического колледжа в 2014-м поступил в Казанский университет культуры и искусств. Поступал туда на театральный факультет и факультет художественной культуры и дизайна, отделение этнической культуры. Поступил на оба, и хотя всегда мечтал о театральном, выбрал отделение этнической культуры и не пожалел.
Молодой человек тогда прислушался к совету заведующей кафедры: "Если ты пойдешь на наш факультет, то обретешь все, - и музыку, и вокал, и хореографию, и театр, а также историю, этнографию, этнологию, то есть мудрость народа…" В первый год шло изучение художественной культуры, декоративно-прикладного искусства, истории костюма, дизайна, мирового изобразительного искусства. Затем состоялось знакомство с социально-культурной деятельностью, современной и народной хореографией, навыками организации культурно-массовых мероприятий, обучение маркетингу, менеджменту, арт-менеджменту, этнокультурному проектированию, грантонаписанию.
- Это был невероятный опыт, - продолжает нашу беседу Петр Сорокин. - На третьем курсе нашу кафедру перевели на факультет музыкальных искусств, и два последующих года бакалавриата мы обучались с большим уклоном на музыку и вокал, хотя музыка и вокал сопровождали меня всегда.
Академический, эстрадный и народный вокал, игра на народных и этнических музыкальных инструментах, постановка обрядов, сбор и расшифровка фольклорных материалов, а также режиссура театрализованных представлений – вот такой творческий багаж приобрел выпускник.
Возвращение в район
В 2018 году, защитив диплом на «отлично», Петр принял решение вернуться в родной район. Он устраивается на работу в районный дом культуры, но при этом продолжает заочное обучение уже в магистратуре. Как видим, целеустремленность – одна из немаловажных черт в характере нашего героя. Кстати, совсем недавно Петр защитил магистерскую диссертацию, при этом все его научные труды были связаны с районом. Так, выпускная работа была посвящена нематериальному культурному наследию народности мордва-каратаи, проживающей у нас в районе. А тема диссертации - материальному и нематериальному культурному наследию народов Поволжья. Мой собеседник разработал программу по популяризации наследия Камско-Устьинского района.
- Мне очень хочется развить богатейшую и уникальную культуру нашего района. И благодаря полученным навыкам и разработанной мной программе я знаю, как это сделать, - говорит Петр. – Я написал несколько научных статей по культурному наследию нашего района, и одна из них даже была издана в Узбекистане, так что имеет международную оценку: ученые этой страны, занимающиеся данным направлением, знают о нас…
"Почему вернулся в район?" Прямая речь:
- Это самый часто задаваемый вопрос, после "Почему не женат?" Вопрос прост, и ответ не так сложен. Это мой район! Это мой дом! И я, как любой разумный человек, хочу, чтобы мой дом был рядом, там, где я! Хочу, чтобы он был чист, убран, чтобы в нем царила ласка, добро, творчество, культура. И раз уж так сложилось, что я человек культуры, то хочу внести и свою лепту. Про людей живших какое-то время в городе и вернувшихся домой, на малую родину, часто говорят: "Не справился", "Не выдержал", "Не смог", "Хвост прижало, вернулся"… Это не моя история. Хвост мне не прижимало – я довольно уверенно шел по городской жизни. С первого курса работал и зарабатывал приличные деньги (существенно больше, чем сейчас) – успевал и учиться, и отдыхать. Так что проблем не было. Но я всегда знал, что вернусь в район, и хотел трудиться именно тут. Считаю, что работать там, где есть все условия, да и большой выбор, тем более, имея хорошее образование – не так и сложно. А вот попробуй сделать что-то полезное, грандиозное, преодолевая трудности, добиваясь чего-то стоящего в условиях сельской местности, - это более ценно. Да и в профессиональном смысле, это гораздо интереснее.
Например, мне, как человеку, занимающегося традиционной культурой, вокалом, народной хореографией и играми, очень интересно работать с нашими местными детьми. Прививать им любовь к малой родине, народной культуре, познакомить их с традициями своего края и народа, развивать их таланты. Ведь неталантливых детей не бывает. А дети нашего района отличаются особыми данными. У меня есть фольклорный ансамбль детишек, и мы занимаемся народными играми, припевками, хореографией, постепенно погружаясь в традиции. Работая с ними, я каждый день становлюсь счастливее, видя их заинтересованные глаза, их творческий рост и развитие. Одно печально: их очень мало - всего пять человек. Думаю, что родители, в силу устоявшихся тенденций, не воспринимают всерьез занятия фольклором, хотя это увлечение, ни чем не уступает обучению вокалу, игре на фортепиано, гитаре, баяне, возможно, в чем-то даже превосходя. Ведь все жанры вокала вышли из народного, который является одним из самых сложных жанров, и тот, кто владеет народной манерой, может легко освоить практически любую другую…
Петр Сорокин: «Почему культура? Почему творчество?»
- Творческие данные у меня от родителей. С обеих сторон. Мой дед по маминой линии Петр Илюхин был отменным музыкантом - виртуозным гармонистом, отличным балалаечником и гитаристом. Я, к сожалению, его не застал, но очевидцы рассказывали, что он был невероятно позитивным и талантливым человеком. Говорят, он мог по несколько часов петь частушки и не повторяться. Бабушка по папиной линии тоже была очень творческой личностью. Она знала и исполняла наизусть сотни песен. Ее, к счастью, я застал. В детстве проводил с ней очень много времени. Она пела мне народные песни, читала стихи, рассказывала легенды и сказки. Самым большим праздником моего детства был ее день рождения. В этот день, 4 ноября, собирались ее подруги, дочери, близкие люди и пели песни. Самые красивые в мире песни. Знай я тогда, что спустя 15 лет буду ездить в этнографические экспедиции по среднему Поволжью с целью отыскать и записать старинные песни, сказки, легенды, обряды, я бы все это записал… Это были уникальные композиции. Бриллиантовый сундук нематериального культурного наследия. Бабушка имела феноменальную память, что касается песен. Она всегда рассказывала историю появления одной красивой песни в своем репертуаре. Будучи в гостях у знакомых, она стояла возле дома и увидела проходящую мимо свадьбу, которая пела старинную песню. Песня невероятно ей понравилась. Чтобы дослушать песню до конца, бабушка шла позади свадьбы несколько минут и слушала. Затем вернулась домой и полностью записала эту песню на листок, - в ней было 7 или 8 куплетов. В детстве я, как и бабушка, знал огромное количество народных песен наизусть. "Какую бы песню не пели, ты подпевал слово в слово", - рассказывает мне папа. Он вложил в меня многое, не говоря уже о жизни, которую он мне обеспечил, приложив для этого все свои силы… Мастер на все руки: каменщик, плотник, столяр, печник, стекольщик, слесарь, электрик, историк, литературовед… А если говорить о творчестве, то он еще и музыкант. В молодости играл на гармошке, у него чудесный тембр голоса и отличный музыкальный слух. Перед слушателями он никогда не пел, но его прекрасный баритон я слышал все детство. Музыкальный слух помог ему в выборе качественных композиций и, слушая эту музыку, он перенял вокальные приемы, тембральные краски. Таким образом, папа самообразовался и стал отличным вокалистом. Но использовал это лишь за работой, когда никто его не слышит. К примеру, если вы тихонько войдете в дом в нужный момент, то вы можете услышать качественный концерт из репертуара Магомаева или Богатикова. Вот так папа внес свой вклад в мой творческий путь...
Рядом всегда были талантливые и лучшие
Петр с удовольствием вспоминает своих учителей, хотя учеником себя считает непростым. При поступлении в колледж у сокурсников за спиной уже была, в отличие от него, музыкальная школа. Но наш герой наверстал и этот пробел. Педагогу, обучившей его игре на гитаре, он показал свои первые стихи и песни. Игру на баяне осваивал под руководством настоящего аса в этой профессии, который преподал ему – помимо программы - азы владения фортепиано, домрой и балалайкой. Учительница по вокалу вместо положенных двух часов в неделю занималась со старательным учеником ежедневно.
- Когда я учился на втором курсе, к нам в университет пришел на работу классический гитарист с мировым именем Михаил Нагорнов. Зная о моей любви к этому инструменту, заведующая кафедры договорилась, чтобы тот со мной занимался, представляете? Нагорнов! Со мной! И вот в течение 6 месяцев я ходил к нему на занятия раз в неделю. А этот человек выступал на сценах в Италии, преподавал лучшим студентам консерватории, а тут… Я просто приходил и говорил: "А сыграйте мне, пожалуйста…" и называл какое-либо произведение. В течение получаса наслаждался его игрой, затем он давал мне легкую пьесу, и я уходил. По сути, я просто раз в неделю индивидуально посещал концерт мирового классического гитариста. Сейчас, когда я бываю в ВУЗе, мы с ним иногда встречаемся и общаемся - чему я весьма горд!
На том же втором курсе я по какой-то невероятной случайности попал в народный хор, где пели высшего класса профессионалы и остался там на три года. Получил там такую школу, что любой позавидует. Его руководитель приняла меня как родного, и за все эти годы я ни разу не почувствовал себя лишним. И очень многому научился...
И напоследок…
Петр с благодарностью вспоминает всех учителей, - каждый из них сыграл свою роль в его становлении. Несмотря на молодость наш герой уже многократный Лауреат всероссийских и международных конкурсов и фестивалей в составе народного хора Казанского института культуры, лауреат I степени международного конкурса в номинации "академический вокал", лауреат I степени международного конкурса в номинации "эстрадный вокал".
Мой собеседник продолжает спортивные традиции своей малой родины, являясь трехкратным чемпионом вуза по настольному теннису и бронзовым призером командного чемпионата среди малых вузов Казани.
- Спасибо легендарному учителю, тренеру Сюкеевской школы Гончарову Евгению Ивановичу. Больших результатов я, возможно, и не достиг, но имя своего учителя не посрамил, - добавляет Петр.
- Несмотря на трудности и беды, с которыми по жизни сталкивался, - я счастливый человек! Я занимаюсь любимым делом, со мной рядом близкие люди. У меня много планов, интересных и успешных проектов, как реализованных, так и тех, которые в работе. Много желания поработать в родном районе. Конечно же, сделать мир лучше, но, прежде всего, сделать лучше свой Дом…
А в конце нашей беседы он поделился своей мечтой – такой простой, но такой понятной для каждого: «Надеюсь, что когда-то я смогу стать таким же папой для своих детей, каким стал для меня мой отец…»
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев