Здесь Родины моей начало...
Историей деревни Ишимово поделилась с нашей газетой Альсина Хайрутдинова - заведующая сельским клубом.
Стоит деревня наша на горке не крутой.
Родник с водой студеной от нас подать рукой.
Мне все вокруг отрадно, мне вкус воды знаком,
Люблю душой и телом я все в краю родном.
(Г.Тукай)
Об истории небольшой деревни Ишимово, расположенной на землях Камско-Устьинского района, мало что написано. В Википедии о моей деревне всего в несколько строк: «Деревня Ишимово (по татарски - Ишем) основана в XVII веке как выселок из села Большие Кляри. Первоначальное название Новые Кляри. В 1896 году построена мечеть. В советское время работали колхозы «Алга», «Октябрь», совхоз «Камско-Устьинский»… Однако за этими строками скрывается жизнь простых людей с их радостями и переживаниями. Здесь жили мои родители, здесь живу и я.
История моей малой Родины начинается с легенды: давно это было, еще в золотоордынский период, один бабай Ишем вместе со своей семьей искал себе место под солнцем. Шли они долго, видели много… но вот в один из дней вышли они к большому красивому озеру, остановились передохнуть. пока располагались, костер разводили, дети их играли возле воды, умывали перепачканные пылью личики, да разыгрались и утонула одна из дочерей бабая Ишема в этом озере. Погоревала семья, да и решила обосноваться здесь, неподалеку от места гибели их дочери. Через какое-то время к ним пришли другие татары, потом еще и еще. Так начала свое существование моя деревня Ишимово, которая расположилась среди гор и оврагов, красивых озер и родников. Из-за того, что в деревне проживали и крещенные татары, некоторые горы и овраги назвали русскими именами: тау Василия-купца, овраг Кутлинова, Урыс овраг. Все озера имели также свои названия - Тыба куле, Сембель куле, Карач куле, Чыгыш куле. Вода в родниках особенная, имеет кристальную чистоту. Она прохладная, вкусная, как будто Матушка-Земля добавляет в нее сироп свой своеобразный. Набираешь ее в рот и держишь, пытаясь понять, какие нотки присутствуют в ней. А иногда, набрав ее в ладоши, выпиваешь залпом один раз, второй и еще, еще … И не можешь остановится. Пахнет эта волшебная вода свежим снегом, цветущими ромашками, весенними мокрыми вишневыми веточками, осенними кленовыми листьями. А если не полениться, проснуться рано утром и прийти к нему, можно наслаждаться звуками природы: соловьиным пением, стрекотанием кузнечиков, кваканьем лягушек, журчанием воды, шелестом деревьев от слабого дуновения ветра. От всего этого получаешь успокоение и прилив энергии на весь день.
Вблизи деревни имеется мусульманское кладбище, на котором учеными КФАН СССР в 1949 году были обнаружены булгарские надгробия золотоордынского периода.
В конце 18 - начале 19 века в моей деревне насчитывалось 60 дворов и 403 жителя - ясачные некрещенные и крещенные татары, которые занимались земледелием, разведением скота, кузнечным, печным, плотничным и портняжным промыслами. В 1858 году в деревне уже жило 85 семей - 617 жителей, а к 1884 году в Ишимово уже было 184 двора и проживало 1016 человек. К этому времени в хозяйствах деревни насчитывалось 154 лошади, 101 корова, 273 головы мелкого скота.
Имам-хатибом махалли считался крестьянин Ахмет Нигматуллин. Прослужив более полувека, Ахмет хазрет заявил прихожанам, что ему трудно одному управляться со своими обязанностями и поэтому необходимо избрать вторым муллой его сына Мухаметзарифа. Мусульмане выполнили просьбу своего имама и с 3 января 1895 года в деревне было два муллы. Всем известно, что важное место в жизни любого татарского села и его жителей, вне зависимости от социального статуса, занимает мечеть. И в 1896 г. в деревне Ишимово была построена деревянная мечеть. Через несколько лет, когда Ахмет Нигматуллин скончался, Мухаметзариф мулла стал главным духовным наставником прихода. К 1909 году махалля Ишимово объединяла 670 мусульман и 677 мусульманок, в деревне насчитывалось 233 домовладельцев. Из-за того, что население деревни из года в год росло, Мухаметзарифу было непросто одному исполнять все необходимые духовные службы. Тогда вторым имамом 8 ноября 1903 года был избран крестьянин из Ишимово Мухаметфатих Мухаметситдиков. Именно эти два священнослужителя оставались во главе махалли вплоть до 1917 года. Оба они преподавали в сельском мектебе, где обучались 63 шакирда. Мечеть в деревне была закрыта 24 декабря 1931 года, а ее здание было передано под школу.
Из воспоминаний старожилов я узнала, что учились в нашей деревенской школе ученики до 7 класса, детей насчитывалось 150-160 человек. Школу в деревне Ишимово посещали дети и из ближайшей деревни Мордовские Каратаи. Из учителей вспоминают Фаткуллину Сарию, Байдамшину Разию, Хисамова Исхака, Фаткуллина Салиха, Асфиру апу. Бывшее здание мечети всегда отличалось особой опрятностью и чистотой. Стены и потолок тщательно мыли дважды в год. Полы были выскоблены, печь непременно побелена. Уборщицы школы Максума апа и Фатима апа были ответственными работницами. Отчеств учителей и работников школы никто и не знал – их всегда называли по имени, прибавляя уважительное «апа» женщинам и «абзи» мужчинам.
В деревне Ишимово была своя ветряная мельница, здесь же веялка для зерна и круподёрка для получения крупы из проса. Уже и не осталось старожилов, которые бы и помнили, как выглядела мельница в первозданном виде, однако остались в памяти людской имена мельников - Вильдан Бурганов и Шайхи Хайрутдинов. На шерстобойке работал Якупов Минизян. Была в деревне и своя кузница, и пожарное депо, которое раньше называлось «балаган», что с татарского языка означает "временное строение". Была своя большая контора и свой клуб. Жители деревни Ишимово проводили свой праздник Сабантуй, проводы в армию. Общими силами проводили свадьбы. А в клубе показывали кино, ставили спектакли и концерты.
Одной из старинных форм организации досуга молодежи были девичьи посиделки – Аулак өй. От татарского «аулак» – буквально, укромный, «өй» – дом. Устраивались в осенне-зимний период в домах, где девушки могли пообщаться и развлечься в отсутствии старших. На посиделки приходили засветло, принарядившись и взяв с собой рукоделие. Но вязали, вышивали девушки больше для виду, на аулак өй собирались, главным образом, для обсуждения местных новостей, угощенья (в складчину накрывали чайный стол – аулак аш), для веселья – пели, плясали, устраивали различные игры. Все это продолжалось до полуночи; близко живущие девушки расходились по домам, остальные оставались ночевать. Парней на аулак өй не пускали. Образным выражением «Аулак өй» в нашей деревне пользуются и до сих пор, когда речь заходит о молодежных вечеринках (уже с присутствием юношей, но по-прежнему без надзора старших), посиделках в узком кругу.
Еще известен мне один из видов традиционной взаимопомощи, который сохранился в нашей деревне и по сегодняшний день: Каз омэсе - Праздник гусиного пера. Когда начинался ледостав и землю покрывал первый снег, устраивается каз омэсе для быстрой заготовки впрок мяса домашней птицы – обработки свежезаколотых гусей и уток. Совместная работа молодых родственниц и соседок, приглашенных помочь, шла с утра до полудня под шутки, песни и разговоры. Затем девушки несли к роднику на коромыслах обработанные тушки, чтобы промыть их ключевой водой. К их шествию присоединялась веселящаяся детвора и нередко компания юношей с гармонистом. К возвращению девушек хозяйка дома накрывала стол: подавала оладьи, приготовленные на гусином жире, чай. Зачастую устраивалась и вечеринка с обильным угощением, включавшим блюда, приготовленные из гусиных и утиных потрохов, голов, лапок («каз шулпасы», «баш-аяк» бәлеше).
Многие годы в деревне Ишимово проводились встречи сельчан около родника. Такие встречи очень помогали людям стать ближе друг к другу и дружнее, сохранить свои традиции, которые уходят корнями за много тысяч лет до нашей эры, являясь частью всемирного наследия. Традиции нашего татарского народа складывались из накопленного житейского опыта и мудрости, тяге к прекрасной и широкой душе. Главными традициями можно назвать конечно гостеприимство, трудолюбие, семейственность, взаимопомощь, чистоплотность, здоровый образ жизни и умеренность во всём. Татарское чаепитие - больше, чем традиция. «Чайный стол – душа семьи», – говорят татары, подчеркивая тем самым не только свою любовь к чаю как напитку, но и его значимость в застольном ритуале. Это характерная особенность татарской кухни. Ритуал чаепития настолько вошел в татарский быт, что без него невозможно представить ни одного праздника: свадьба, сватовство, сабантуй, рождение ребенка… Гостя не напоить чаем –оят (стыдно)! Чай пьют крепким, горячим, нередко разбавляя молоком или сливками. На званых обедах в чай по желанию гостей добавляют курагу, урюк, изюм, ломтики свежих яблок. Без чая, по существу, не обходится ни одно застолье, причем любого – со зваными или незваными гостями. Чай любят пить из маленьких чашек-пиал, чтобы не остывал. Обязательными предметами сервировки чайного стола, кроме чашек, являются индивидуальные тарелки, сахарницы, молочники, чайные ложки. В нашей деревне получил распространение «алма чай» – с сушеными яблоками, с душицей «матрюшкэ», мятой и мелиссой. Иногда чай заменялся суррогатами из сушеной малины, смородиновых листьев. В детстве мне очень нравилось чаевничать за самоваром с моей бабушкой, она рассказывала разные истории, а я уплетала вкуснющий хворост, по -татарски - кош теле, что означает "птичьи язычки". Это вкус детства… Запах бабушки… Тонкие кусочки теста обжаривались в казане до красивой корочки, выкладывались горочкой на блюдо, посыпались сахарной пудрой. Да, не всегда получался идеальный, хрустящий хворост. Иногда и выходили сладкие пышечки, тоже невероятно вкусные.
Детство - это самое прекрасное время, которое оставляет яркий отпечаток в нашем сердце. Оно наполняет нас разными звуками, красками, дарит самые незабываемые эмоции. но есть слово, которое перечеркивает все самое светлое и прекрасное. это слово - война. не найти в мире слова страшнее... В каждую семью шагнула война. Сколько судеб было разрушено, сколько страданий перенес наш народ. нужно, чтобы память об этом хранилась в каждом из нас. Во время Великой Отечественной войны в деревне Ишимово был деревянный двухэтажный детский дом. В этот детский дом привозили детей сирот и детей из многодетных семей со всего Камско-Устьинского района. Для многих детей деревня Ишимово стала второй родиной. Эта страница военной истории нашего Камско-Устьинского района известна мало. Но память о том времени жива, и у тех, кто в трудное время соприкоснулся с обездоленным детством, и особенно у тех, кто нашел в татарской деревне не только хлеб и кров, но и тепло и ласку. В детском доме работали Набиуллина Асия завсклад, Набиуллина Надия - прачка, Юсупова Сара – няня, Тамара апа – медсестра, Нигамова Гаршия Гимадеевна учительница географии, Миннегуль апа учительница. Именно эти люди окружали своей добротой и заботой, живущих здесь детей, и своим собственным примером показывали, что все трудности военного времени преодолимы. Именно эти взрослые люди были ответственны за то, чтобы провести этих детей по жизни сквозь, болезни, лишения, войну. Детдомовцев привлекали и на колхозную работу, ведь все трудоспособные мужчины в деревне были на фронте. Дети работали на колхозном огороде. Он располагался около речки, там выращивались овощи разных видов. Трудно передать словами то, что выпало на долю детей. Они работали по 12 часов в день, без выходных. тогда не спрашивали. Можешь - не можешь, умеешь или нет - иди работать. Одни работали на току - взвешивали зерно, вели отчетность, другие вместе с женщинами пахали и боронили землю, впрягаясь в плуг или борону вместо лошадей и коров, вручную косили и вязали снопы. А еще и огород вскопать нужно, засадить, а потом и прополоть... быстро взрослели дети войны. Трудное было время и очень голодное, есть хотелось всегда.. но нельзя было взять ни зернышка. В 1953 году зимой в детском доме произошел пожар, сгорел весь верхний этаж, после этого его уже не восстановили.
Много воды утекло... Сейчас жизнь в деревне стала другой. Со времен колхозов и голодных 90-х многое поменялось. Сегодня разнообразие различной техники и приборов облегчает деревенскую жизнь. Нет необходимости таскать воду в баню ведрами, нужно только включить насос. Не нужно полоскать белье в речке, достаточно включить стиральную машину. Необязательно копать лопатой огород или заготавливать сено вручную. Механизация помогает направлять свою энергию на что-то более важное.
В настоящее время в деревне открыт фельдшерско-акушерский пункт, на средства самообложения ежегодно выполняются работы по щебенению дорог, ремонтируется ограждение кладбища, отремонтирован сельский клуб, в котором имеется и музейный уголок. У нашего музейного уголка есть замечательная миссия: сберечь всё, что создано поколениями предков, и передать потомкам, ведь наше настоящее без прошлого немыслимо. Создание музейной комнаты — это лучший способ изучать историю нашей деревни, культуру и быт односельчан, сохранить обычаи, обряды, праздники. Так, например, возрождая традиции, ежегодно проводится праздник «Чэчэк бэйремэ». Ставшим уже традиционным этот праздник созывает в родную деревню выходцев, уроженцев для встречи с родной деревней, землей и отчим домом.
Каждого человека, любящего свою Родину, трогает и волнует наша, казалось бы, простая, но полная поэзии и прелести природа. Родные края, даже небогатые, для нас, людей, живущих в маленькой деревушке, прекрасны, так как у каждого человека до конца дней сохраняется благодарная любовь к тому месту, откуда берет начало его жизнь - отчему краю…
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев