В Камско-Устьинском районе реализуется проект «7 историй»
Проект рассказывает о реликвиях, хранящихся в семьях камскоустинцев.
Проект был презентован на выставке конкурса «Культурная столица Татарстана», где наш район принял участие.
Среди семейных реликвий представлены:
- Фронтовая ложка Дмитрия Ярославского
«Эта ложка моего деда по линии матери Ярославского Дмитрия Сергеевича, 1890 года рождения, – говорит Геннадий Арланов. – Дед родом из деревни Альшихово Буинского района. Красноармеец. Участвовал в двух войнах: Финской (забрали в 1939 году) и в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Вернулся живым, а два его сына погибли на фронте.
Эта ложка была постоянной спутницей деда, прошла с ним две войны, он с ней не расставался, позднее пользовался ей дома. Ложка прочная, не гнется.
Теперь она хранится у меня в память о моем легендарном деде».
- Свадебное полотенце Софьи Каряженковой
О нем рассказала Любовь Гришина:
«Моя бабушка, Каряженкова Софья Степановна, родилась 30 сентября 1907 года в селе Майдан в семье Антона и Зиновьи. Родители были набожные, отец читал и много рассказывал.
В 19 лет Софья вышла замуж. К замужеству готовила приданое, вязала шали, плела кружево, вышивала. Вот это украшенное кружевом и вышивкой полотенце изо льна, которому 100 лет, – творение рук бабушки. Также она вышила рубашку жениху и подарила в день свадьбы. Рубашка находится в музее Осинниковского СДК, а полотенце хранится в нашей семье, его передала бабушка моей маме, а она мне.
Бабушка Соня прожила сложную жизнь, рано осталась без матери. С мужем переехали в Осинники, родили шестерых детей, двое умерли от голода. Муж погиб в 1944 году в Белоруссии, четверых детей поднимала одна.
Считается, что рушники являются оберегом. Бабушка вышивала его с молитвой и чистыми помыслами. Для меня он дорог как память о моей бабушке Соне».
- Платок бабушки Нюры
«Я служил в Армии, на день части ко мне приехали мои родители и с ними бабушка Нюра, – рассказывает Дмитрий Караков. – Я сразу заметил, что на ней был новый красивый красный платок. Бабушка любила красиво одеваться и носила большие яркие платки, у нее их было несколько.
Бабушки уже 17 лет нет с нами, а платки и память о ней живы и продолжают служить людям. Ими часто пользуются участницы ансамбля «Сударушка» при Осинниковском СДК, в котором поет моя мама. А для меня этот платок – память об очень близком, родном человеке и о моей армейской службе».
- Вышитая картина «Тройка» Екатерины Трофимовой
Из воспоминаний семьи:
«Наша мама, Трофимова Екатерина Павловна, в молодости занималась вышиванием картин крестиком. В доме было очень уютно от ее работ: вышитая скатерть на столе, вышитые наволочки на подушках, боковушки на диване, занавески на дверях и окнах, дорожки на комоде и трюмо, салфетки на тумбочке и этажерке... А какие картины она вышивала! Удивительно, как только находила время...
Но картины, как правило, мама раздаривала, а вот одна, о которой мы хотим рассказать, сохранилась. Почему? Дело в том, что мама (по какой-то причине, неизвестной нам) работу эту не закончила. И вот однажды, когда мамы уже не стало, разбирая вещи, я нашла этот чудесный сверток с мулине, который пролежал более 40 лет! Каким дорогим приветом от мамы повеяло, и я тут же решила, во что бы то ни стало, завершить мамину работу. 19 лет, как она закончена. В итоге, совместному изделию 64 года!
«Тройка» занимает почетное место среди других работ дочери Любови, как бесценная память о самом дорогом человеке – о маме».
- Четки деда Назми – тасбих
«Мой дед, Сагдеев Назми Сагдеевич, 1888 года рождения, родом из деревни Татарское Маткозино Верхнеуслонского района, – говорит Ахат Сагдеев. – Он был крестьянином середняком, у него была своя лошадь. И в свое время его раскулачили, и даже готовили к отправке в Сибирь. Но ошибка была исправлена вовремя, и в Казани его семью сняли с поезда и отпустили. Домой возвращаться не стали, а приехали совхоз Осинники. Жили землянке. Работал дед конюхом, в охране, затем по инвалидности был уволен. В военные годы продолжал работать, награжден Медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.».
Дед Назми был муллой, сам сделал четки – тасбих, которые служили для разных молитв: намазах или зикрах; перебирал их, чтобы не сбиться со счета. Потом эти четки висели у папы, а теперь у меня. Храним их как память. Память греет душу».
- Сарафан Евдокии Никулиной – реликвия семьи Маркиных Александра Васильевича и Нины Александровны
«Сарафан этот принадлежал когда-то очень давно прабабушке моего мужа по линии матери – Никулиной Евдокии, родом из села Сюкеево. Она сшила его сама.
У нее была внучка, названная ее именем – Евдокия, 1915 г.р. (мать моего мужа).
Когда Дуне было 3 года, ее родители угорели в бане, и бабушка заменила ей мать. Этот сарафан вместе с сундуком достался ей в наследство и бережно хранился в том же сундуке. А теперь храним его мы, ведь это память о наших предках.
Сарафан ручной работы, повседневный, без украс, но очень непростой – с подкладом. Просто уму не постижима изобретательность наших предков, создававших такие шедевры лишь иголочкой да ниточкой. Сборок по верху нет, но к низу сильно расширен, а сзади красивые фалды…
Этим сарафаном пользовалась в фольклорных выступлениях наша внучка Виолетта и хочется верить, что и дальше наши внуки будут хранить эту реликвию, память о двух Евдокиях».
- Ковер по картине Шишкина «Утро в сосновом лесу» в исполнении Анны Караковой
«Этот ковер – работа моей бабушки – Караковой Анны Яковлевны. Сколько я себя помню с малых лет, этот ковер висел над ее кроватью, на кровати стояли подушки в вышитых наволочках и лежали маленькие подушечки – думки. На стенах висели вышитые картины, одну из них – «Маша и медведь» она подарила моему брату, когда он пошел в первый класс, другую – «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» мне. С тех пор мы храним их в память о нашей любимой бабушке, – рассказывает Елена Каракова.
Анна Яковлевна, 1930 года рождения, была рукодельница, она умела все: вязать крючком и спицами, выбивать узоры, вышивать. В 10 лет она начала вязать варежки, носки. Позднее вязала крупные вещи. Деду, моему отцу и мне связала свитера. Когда мне было 7 лет, она научила меня вязать носки, за что я ей очень благодарна.
С марта 1961 года начала вышивать ковер по картине Шишкина «Утро в сосновом лесу» и вышивала его по май 1962 года. Бабушка работала в совхозе учетчиком, и любила все считать и записывать. У нее записано, что на этот ковер ею сделано 64 500 крестов, затрачено 430 часов на вышивание.
В 1997 году в возрасте 67 лет закончила свою последнюю работу: «Деревня, которую я люблю» и тоже подсчитала: 25 422 креста, 102 часа работы.
Вот такую добрую память оставила о себе бабушка».
Экспонаты в рамках проекта периодически обновляются и демонстрируются на различных мероприятиях районного масштаба.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев