Волжские зори

Камско-Устьинский район

16+
Рус Тат
Из истории района

Сквозь время: путешествие в начало 20-го века

В эти рождественские дни вместе с бывшим руководителем районного архива Ириной Бастрыгиной, которая ежедневно работает с документами, напрямую связанными с жизнью нашего района, мы вспомним историю Богородице-Рождественской церкви села Богородского (позднее - Камского Устья)…

Возникновение храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы
Согласно документальным свидетельствам ушедшей эпохи, хранящимся в архивах, деревянная Богородице-Рождественская церковь известна с 1692 года. В 1802 году на средства прихожан был построен каменный трехпрестольный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, с приделами во имя Петра и Павла и Чудотворной Казанской иконы Божией Матери. В 1930-х годах церковь была закрыта и разобрана на кирпичи, из которых построили отделение банка, коммунальную баню и водонапорную башню. К её приходу относились также жители деревни Заовражный Каратай, что ныне входит в состав нашего поселка Камское Устье.
Ирина Вениаминовна также поделилась с нашей газетой интересными историческими фактами о храмовой Казанской иконе Божией Матери, спасшей в начале XIX веке село от эпидемии холеры. Икона почиталась как чудотворная, и в дни ее празднования (8 (21) июля и 22 (4) октября/ноября) в церковь на службу и крестный ход стекались паломники со всего Тетюшского уезда Казанской губернии. 
В селе также располагались две часовни: первая (сначала деревянная) была построена в 1802 году на месте прежней церкви, а в 1888-м перестроена в каменную на средства крестьянина П.И. Силантьева в память о чудесном спасении императора Александра III и его семьи во время крушения поезда. Вторая часовня построена в 1890-е годах на базаре на деньги крестьянина Г.Я. Горелова в честь чудесного спасения цесаревича Николая Александровича во время покушения на него в Японии…

Освящение храма
В 1906 году в «Известиях» по Казанской Епархии № 36, где еще старая, дореволюционная орфография, когда в русском алфавите до реформы 1917–1918 годов было больше букв, чем сейчас (помимо 33 нынешних букв, в азбуке имелись i («и десятеричное», читается как «и»), ѣ (ять, читается как «е», в курсивном начертании выглядит как ѣ), ѳ (фита, читается как «ф») и ѵ (ижица, читается как «и»). Кроме того, гораздо более широко использовалась буква «ъ» (ер, твердый знак), которая писалась в конце всякого слова, оканчивающегося на согласную), – на страницах 1113-1115 читаем (орфография архивного документа сохранена. – Ред.):
«3 сентября 1906 года благочинным 3 округа Тетюшскаго уѣзда, священником Феодором Богоносцевым и помощникомъ благочиннаго, священникомъ Иоанном Троицкимъ, въ сослуженіи окружного духовенства, совершено освященіе вновь отремонтированныхъ придѣловъ в БОГОРОДСКой церкви, Тетюшскаго уѣзда, во имя Свв. Первоверховныхъ Апостолов Петра и Павла и во имя Казанской иконы Богоматери…»

Люди входили и выходили из храма с сияющими от радости лицами
В «Известиях» по Казанской Епархии № 39 за 1906 год, страницы 1229- 1233, отмечается:
«ОСВЯЩЕНІЕ двух приделов в Богородице-Рождественской церкви села БОГОРОДСКаго Тетюшскаго уъзда 3 сентября 1906 года.
Указом Казанской Духовной Консисторіи отъ 17 августа 1906 г. за No 11136 разрѣшено освятить отремонтированные два придѣла въ церкви: во имя иконы Казанской Божіей Матери и в честь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в с. БОГОРОДСКом Тетюшскаго уѣзда.
Местное духовенство и все прихожане с нетерпеніем ожидали этого освященія. Радостное нетерпѣніе обусловливалось еще темъ, что нынѣшней весною храм села БОГОРОДСКаго отдѣлан и совне: в нижней части церковнаго зданія рыхлые выкрошившіеся и испорченные от времени старые кирпичи замѣнены новыми, закрѣплены цементом и вся церковь заново выкрашена белою масляною краскою, что придало веселый вид всему храму, высящемуся по уклону праваго берега величественной реки Волги.
Днем освященія местный настоятель, по предложению о. благочиннаго и по соглашенію с причтом и прихожанами, назначил 3 сентября 1906года, в воскресенье. Наканунѣ, в 11 часов утра, прибыл в село БОГОРОДСКое местный о. благочинный свящ. с. Ишеева Феодор Богоносцевъ, который с настоятелемъ обозрел храм снаружи и внутри, и нашел все в желательном порядкѣ.
Народу всюду было очень много. Группы мѣстных обывателей толпились близъ церкви, входили в храм и выходили из него с сіяющими от радости лицами. День склонялся к вечеру. Мѣстный священник отслужил малую вечерню. Близок был час благовѣста к всенощному бдѣнію. В квартиру мѣстнаго священнива прибыл іерей из ближайшаго села Барских Каратай с псаломщикомъ. Всенощное бдѣніе торжественно отправлено мѣстнымъ священником. На величаніе выходили о. благочинный и помянутаго села іерей…»

Иоанн Троицкий говорил о нравственном самоусовершенствовании
«Всенощное бдѣніе закончилось около девяти часовъ вечера. 3-го сентября, въ воскресенье, священник села Антоновки — помощ. Благочиннаго Иоанн Троицкій и священник Барских Каратай отслужили водосвятный молебенъ, совершили чин освященія придѣла в честь иконы Казанской Богоматери и на новоосвященном престоле служили раннюю обѣдню.
О. Иоанн Троицкій говорил поученіе о преуспѣяніи человѣка в нравственном самоусовершенствовании чрез исполненіе заповѣдей Закона Божія.
Водосвятіе после ранней обѣдни, крестный ход вокруг храма с хоругвями, иконами, в преднесеніи Св. Креста и Евангелія съ святой водою, освященіе праваго придѣла в честь святыхъ Первоверховныхъ Апостолов Петра и Павла и позднюю литургію в сем придѣле совершили о. благочинный и священники: местный и села Клерей.
Пред началомъ поздней литургіи о. благочинный сказал поученіе об обновленіи души, причем раскрыл и объяснил смыслъ каждаго священнодѣйствія. Совершаемаго при освященіи храма. По заамвонной молитвѣ, мѣстный священникъ о. Далматовъ произнесъ слово о благоугодности, пріемлемости Богом и благопоспѣшеніи молитвъ, возносимыхъ въ храмѣ Божіемъ, гдѣ молящійся получаетъ свет высшаго озаренія и божественную истину, чѣмъ человѣкъ и руководится, при возношеніи ума и сердца к Богу во святилищѣ (Пс. 42, 3), предвкушая неземную радость и веселіе от хвалебной молитвы (Пс. 42, 4), и отрѣшаясь от всего земного въ упованіи на Бога Спасителя (Пс. 42, 5).
Въ храмѣ врачуются дуіпевныя болѣзни и истинное покаяніе содѣлываетъ грѣшника праведнымъ (Изъ жит. препод. Павла Препростаго).
В время земной жизни Спасителя в Силоамской купальнѣ врачевались всякаго рода человеческіе недуги (Іоан. 5, 2 — 4) и одержимые тяжкими неизлѣчимыми болѣзнями, по умовеніи въ ней исцѣлялись. И у насъ — православныхъ христіанъ, также цѣлителен храмъ Божій, церковь Святая, гдѣ совершаемое за литургіею Таинство Св. Причащенія врачует тѣлесные и душевные недуги (Петьи-Минеи 7 іюля, Преподобно-муч. Епиктетъ Пресвитеръ и Антіохъ Монахъ, — на 2 сентября).
Священник Константин Далматовъ»

ФОТО и архивный материал предоставлен Бастрыгиной И.В.… 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia


Галерея

Оставляйте реакции

10

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев