Село Богородское: исторические очерки (продолжение)
Мы продолжаем знакомить наших читателей с историей нашего поселка Камское Устье - бывшего села Богородское. Воспоминания родных и близких Ивана Маховика – нашего постоянного читателя - его детские и юношеские воспоминания легли в основу написанных Иваном Петровичем исторических очерков, публикацию которых, с его разрешения, мы продолжаем…
«Что же касается нехватки плодородных земель, то вспоминается случай, когда в РИК Камско-Устьинского района обратился с письменным ходатайством Бурнанутдин Сиразетдинов – житель города Ош из Киргизии. На дворе были 90-е. Бурнанутдин просил выплатить ему денежную компенсацию за утраченное имущество в период раскулачивания. Любопытно, что деревню Уразлино, в которой его семья проживала до высылки, он называл «Каратун». При этом указывалось, что земля, принадлежащая Сиразетдиновым, находилась недалеко от села Богородское. Близко к селу находились и земли жителей деревень Заовражные Каратаи, Менситово, Малые Кармалы, Малое Мереткозино… Так что разведение садов для местных жителей стало реальной необходимостью.
Весной в село Богородское приезжали подрядчики из Ярославской и Нижегородской губерний и заключали предварительный договор на покупку яблок у местных жителей. Под будущий урожай выдавали аванс. А уже в августе пригоняли баржи, нанимали женщин и подростков для сбора урожая. Яблоки грузили в баржи и отправляли вверх по Волге, на Каму – меняли на лес, пиломатериалы. При сборе яблок в день можно было заработать до пяти копеек. Только у одного местного крестьянина Григория Яковлевича Горелова имелось в собственности 1200 яблонь. Семья Ежовых имела более 500 яблонь. Сады Горелова и Ежовых располагались в районе бывшего маслозавода, бывшего аэродрома, верхней части оврага, отделяющего центральную часть поселка от Южной околицы. Если сегодня в верхней части улицы Мира пройти через овраг в сторону кладбища через тополиную посадку, то на южном склоне можно увидеть уступы в земле, где ранее росли яблони.
Сады семьи Павловых находились на Южной околице. (Необходимо отметить, что в 1944 году на Южной околице не было ни одного частного жилого дома. Был знаменитый «Белый дом» и два деревянных. Там проживали работники пристани.)
Большие сады в районе нынешней улицы Коммунальной и бывшей больницы имелись у семьи Д. Роннова. Интересно, что несмотря на то, что Роннов был раскулачен и его семья ютилась в маленьком домике, расположенном на нынешней улице Ленина, два его сына смогли получить высшее образование и в шестидесятые–семидесятые годы прошлого века занимали самые высокие руководящие должности в строительной отрасли республики.
Еще и сегодня местные жители старшего поколения помнят такие названия, как «Дыренкова и Емелина сечь». В этих оврагах, расположенных выше по Волге от урочища «Зимовье», также были разбиты сады, там же находились и пчельники. Еще в 60-е годы в тех местах имелись яблони. Когда туристы сегодня спускаются к урочищу - в так называемую «Юрьевскую пещеру» - то они проходят через поляну, которая раньше была значительно больше. И вот на этой поляне, и на склонах находились сады и пчельники местных жителей Дыренкова и Емелина.
По поводу «Юрьевской пещеры» должен сказать, что подросткам моего поколения она также была давно и хорошо известна. Бывали мы там десятки раз, и долгие годы на стенах пещеры красовались «автографы» многих моих друзей, выполненные копотью от факелов.
Возвращаясь к садам, можно отметить, что и мои дедушка с бабушкой, будучи небогатой семьей, имели два сада до начала коллективизации. Один начинался от дома на нынешней улице Ленина, в котором они жили, переходил через овраг и заканчивался на нынешней улице Горького. Второй сад располагался в овраге между улицами Ленина и Нариманова. И другие жители также имели по два сада.
Кстати, дом Григория Горелова сохранился и до нынешнего времени: сейчас в этом здании на углу улиц Карла Маркса и Советская находится Совет МО поселка Камское Устье. Кирпич для дома Горелов возил из села Сюкеево. В народе Григория называли «дядюша». Как вспоминала моя бабушка, это здание было построено еще до 1890 года, так как в 1895 году Горелов был уже вдовцом, у которого была одна дочь 1888 года рождения. Моя бабушка в детстве с ней дружила.
Григорий на свои средства построил и часовню по случаю спасения российского императора Александра II во время покушения на него. (Александр II — самый либеральный русский император, освободитель крестьянства, пережил шесть покушений. Седьмое оказалось роковым - убит террористами 1 (13) марта 1881 года. – Ред.)
Часовня располагалась на склоне к реке Волга ниже здания церкви, построенной в 1802 году, и просуществовала до середины пятидесятых годов прошлого века, хотя церковь была разрушена еще в тридцатые годы.
Дом, в котором родилась моя бабушка, находился по соседству с домом Горелова – чуть ниже нынешнего здания районной прокуратуры. Был также двухэтажным, но деревянным и простоял до 1937 года. До революции на первом этаже была лавка, а жили на втором…
По причине отсутствия земли, пригодной для выращивания зерновых, местные жители вынуждены были закупать зерно для муки на стороне. В Тетюшском уезде товарного зерна не хватало, поэтому пшеницу и рожь привозили лодками из Спасского и Алексеевского уездов. Иногда добирались и до Чистополя. В устье Камы нужно было ждать проходящий караван барж, который пароход вел на длинном буксире. Затем следовало подъехать как можно ближе к каравану и, используя смелость и сноровку, быстро подгрести к корме последней баржи. Далее стремительно перебежать на нос лодки и ухватиться за руль баржи или набросить кошку на выступающую часть баржи. Вот таким образом можно было подняться против течения до Алексеевска и до Чистополя. Загрузив в лодку купленное зерно, лодка довольно быстро двигалась вниз по течению. Остальные продукты выменивались в близлежащих деревнях. Загружали воз яблок и ехали в деревню, где яблоки менялись на картофель, чечевицу, просо, конопляное масло, горох и другие продукты.
Отсутствие плодородной земли вынуждало местных крестьян, после того как спадало половодье, в том месте, где русло Волги за горой Лобач резко поворачивает влево, в середине лета сеять репу. Ныне это место у местных жителей зовется «Золотая коса», а овраг, который впадает в эту косу, называется «Ужиный дол». Другое название этого места – «Луг». До большой воды там находилось «Конопляное озеро»…
До революции село Богородское было относительно небольшим по площади. На перекрестке нынешних улиц Гагарина и Коммунальной стояли ворота, через которые утром выгоняли скотину на пастбище, а вечером через эти же ворота стадо возвращалось обратно. Вторые ворота находились на нынешней улице Карла Маркса перед спуском к пешеходному мосту. За этими воротами жилых домов больше не было. Улицы носили иные названия, нежели сейчас. Центральными были улицы, ведущие к берегу Волги. От церкви на берегу Волги, которую разрушили в конце 20-х годов прошлого столетия, шла улица «Сосновская», позднее она носила имя Сталина, а в настоящее время это улица К. Маркса. Вторая улица, которая вела к берегу Волги, называлась «Белогорка», так как правее бывшего рыбзавода в сторону реки находилась гора, состоящая из белого известняка. Когда пришла большая вода, гора разрушилась. Впоследствии эта улица называлась «Комсомольская», сейчас это улица Ленина. Улица, которая тянется вдоль берега Волги, и на которой дома остались только по одной стороне, называлась «Армянка». Сейчас это улица «Кооперативная». Нынешняя улица Кирова тогда носила название «Студеная», а Советская – «Рогожка». Улица Калинина называлась «Загулинка», нынешняя Комсомольская – «Большая Краковка», а улица Мира – «Малая Краковка». Улица Гагарина именовалась «Малый Кавказ», а Чиркова – «Большой Кавказ». От северной части этой улицы отходило несколько небольших под общим названием «Колбашка».
На Южной околице до революции не было ни одного дома. Перед войной там было всего несколько домов: в 1940 году для работников пристани был возведен знаменитый трехэтажный «белый» дом, также были и деревянные дома. Частный сектор появился уже после войны. Нужно отметить, что на Южной околице еще до революции были установлены металлические баки для хранения нефтепродуктов, которые находились в собственности шведских предпринимателей - братьев Нобель. («Товарищество нефтяного производства братьев Нобель», сокращенно «БраНобель» — основанная в 1879 году крупная (по тем временам) российская нефтяная компания. Вела нефтедобычу и нефтепереработку в Баку и Челекене, создала собственную транспортную и сбытовую сеть, включавшую нефтепроводы, танкеры, вагоны-цистерны и нефтебазы с причалами и железнодорожными ветками. – Ред.)
В 1928 году были смонтированы две антенны радиостанции высотой по 72 метра. Мачты антенн были изготовлены из стали, выплавленной в немецком городе Золингене. Интересно, что при закладке фундамента для антенны был обнаружен полный скелет мамонта.
Продолжение следует.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев