Село Богородское: исторические очерки
После серии публикаций в рамках редакционного проекта «Наш общий дом», который знакомит наших читателей с историей, традициями и укладом жизни народностей, проживавших и ныне проживающих в нашем районе (Сюкеево, Новосергиево, Мордовский Каратай и другие поселения), у жителей поселка Камское Устье возник вполне ожидаемый и резонный вопрос: «А когда же будет история о Камском Устье?»
Спешим обрадовать наших читателей: на наше обращение откликнулся наш добрый знакомый и постоянный читатель газеты Иван Петрович Маховик – человек, имеющий фундаментальные знания и обширную информацию о истории не только самого Камского Устье, но и всего района. Его родные (бабушка, мама) - коренные жители Камского Устья, и их воспоминания легли в основу написанных Иваном Петровичем исторических очерков, публикацию которых, с его разрешения, мы и начинаем…
«Село Богородское возникло в начале XVII века, но здесь и поныне можно найти следы пребывания первобытного человека. (Так, в 1984 году студенты Казанского университета на обрыве у реки Волга в районе бывшей нефтебазы обнаружили стоянку первобытных людей: предметы быта, орудия для охоты и рыболовства были изготовлены из камня и кости.) Интересно, что согласно карты Казанской губернии в 1821 году село Богородское называлось «село Камское Устье». Однако по церковным документам оно одновременно считалось и как Богородское. Впоследствии, со временем, село приняло окончательное свое название – Богородское. В 1925 году Тетюшский кантональный исполком обратился в ТатЦИК о переименовании села Богородское в Камское Устье, и ходатайство было удовлетворено.
Изначально на месте села располагалась рыболовецкая артель, принадлежащая Казанской Епархии и снабжавшая рыбой духовенство. Рыбаки же постепенно обзаводились семьями и начинали оседлую жизнь. Село разрасталось, - местные жители помимо традиционного рыболовства взялись и за животноводство. Пойменные луга, имеющиеся в этих краях в изобилии, обеспечивали сеном скотину, давая возможность содержания в хозяйствах по несколько голов крупного рогатого скота и лошадей.
Рыболовный промысел, разумеется, требовал определенных навыков, способов и орудий ловли: использовались неводы, бредни, вятли, морды, наметки, аханы (или оханы), зыбки, подпуска, глисны, переметы. Зимой же на реке Кама ставились подледники, жерлицы, а белугу в устье реки вылавливали переметами с шашковыми удочками. В озерах зимой воду спускали, рыба скатывалась в каналы и ее отлавливали сачками, а ночью с лодок охотились на рыбу с помощью острог.
Реки Волга и Кама тогда были основными путями перемещения населения и транспортировки грузов. Грузоперевозки осуществлялись на баржах, завознях, дощаниках и лодках. Баржи и дощаники «водились» вдоль правого берега Волги с помощью бечевы, а нелегкая доля «водил», тянущих этот груз, доставалась бурлакам и лошадям. А трава, которая произрастала на этом берегу, покрытом галечником, неслучайно была названа «бичевником». Кстати, знаменитая картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге», происхождение которой привязывают к нашим берегам, писалась, на самом деле, на волжских просторах Ярославской губернии.
Для замены и отдыха лошадей создавались так называемые «станы» (станки). В селе Богородское для замены и отдыха содержались одновременно до трехсот лошадей. Если сегодня, начиная от улицы Советской поселка, взять правую сторону улицы Ленина в сторону Волги, то вот на этом месте раньше располагалось озеро, которое впоследствии и было засыпано навозом от лошадей, которые тащили баржи по Волге. В конце восьмидесятых годов прошлого века при строительстве нынешнего отделения Сбербанка России на улице Кирова в фундаменте были обнаружены неразложившиеся останки жеребенка.
С этими же историческими фактами связано и название урочища Зимовье, расположенного в 2-3-х км от села вверх по Волге. Здесь находили приют бурлаки и иной люд, бродивший по берегам великой реки в поисках заработков – их называли «зимогоры». Недаром и Дмитрий Мамин-Сибиряк в своем рассказе «Зимовье на Студеной» называет «зимовьем» место, где находили приют для отдыха люди, сопровождавшие обозы с товаром…
Для перевозки грузов по Волге использовались также и парусные суда, так называемые «беляны», поскольку парус был из белого полотна. Максим Горький в своей повести «Фома Гордеев» от имени героев произведения Игната Гордеева и его несовершеннолетнего сына описывает, как «дородная красавица-беляна боком идет по реке; желтый тес, нагруженный на нее, блестит золотом и тускло отражается в мутной вешней воде…»
С появлением на Волге пароходов в середине XIX века село стало разрастаться. В судовые команды требовались лоцманы, грузчики, водоливы (ответственный рабочий на крупном (волжском) судне. – Ред.) Почти половина местных жителей, забросив хлебопашество и животноводство, пошли работать на Волгу. Началось формирование настоящих династий волгарей, когда представители одного рода из поколения в поколение трудились на пароходах, баржах, занимались паузкой грузов (перегрузка части груза с речного судна на берег или другие суда для уменьшения осадки. – Ред.) Особой известностью и авторитетом по всей Волге пользовались местные грузчики – их еще называли «батыры». Если учитывать, что во время весеннего паводка Волга разливалась до одного километра, то летом ширина реки не превышала 800 метров. Река постоянно меняла русло, появлялись мели, перекаты. Чтобы не посадить пароход или баржу на мель нужны были опытные лоцманы. Так был случай, когда во время ледохода из-за затора льда у горы Лобач река поменяла русло и хлынула через луга в Каму. Образовался так называемый «проран», опытные рыбаки и по сей день знают это направление. Именно по нему в 80-90-е годы прошлого века ходил паром от пристани «Тенишево» до «Атабаево» Лаишевского района. Бабушка мне рассказывала, что в некоторые годы пассажирские пристани судоходных компаний «Кавказ-Меркурий» и «Самолет» стояли в полутора километрах выше по Волге. Там даже находились здания, которые назывались, почему-то, на южнорусский лад «куренями». Отсюда и название этого места – «куренской рынок». У местных жителей этот рынок был вторым по счету: первый, как известно, находится в устье оврага, по которому стекает вода из «Святого колодца». Рынки образуются из отложений грунта и щебня, вклинивающихся в устьях оврагов в реку – на этом месте появляются отмели. У села Богородское производилась и паузка грузов – грузы на баржах переправлялись не только по большим рекам, но и по малым. Приходилось перегружать товары с крупных барж на мелкие и наоборот. Неслучайно в Богородском имелась пристань даже Бельского пароходства, хотя сама река находится в Башкирии.
Снова хочу вернуться к Максиму Горькому: известно, что он, собирая материал для своей повести «Фома Гордеев», приезжал в село Богородское. Писатель наблюдал, как работают знаменитые грузчики (батыры), знакомился с ними, встречался с местным подрядчиком М. Левагиным. Одна из его родственниц, кстати, и сейчас проживает в нашем поселке… Собственники пароходов, барж заключали договор с Левагиным, а затем он формировал бригаду грузчиков для работы. Еще в середине пятидесятых годов, будучи подростком, я видел, как местные грузчики на своих легендарных….. почти бегом переносили по шатким мосткам мешки с мукой, крупами, удобрениями, сахаром. Использовался и женский, и даже детский труд. Женщины и дети в основном занимались зачисткой нефтеналивных барж. Дабы избежать взрыва паров с днища барж остатки нефти, керосина вычерпывались ведрами. В трюм баржи спускались с веревками, быстро зачерпывали топливо и поднимали. За такую работу хозяева, а иногда и водоливы платили по несколько копеек в день: для сравнения - корова тогда стоила 5 рублей, столько же стоила и швейная машинка, а на семишник (две копейки) можно было купить фунт (450 гр.) сахара.
После появления пароходов местные жители, кроме традиционных: рыболовства, животноводства, работы на речном транспорте, стали активно осваивать садоводство. Причин для этого существовало две. Первая - у местной общины почти не было плодородной земли, пригодной для выращивания зерновых, а также других сельскохозяйственных культур. Пахотная земля попадалась лишь вдоль Волги в сторону Тенишевского рудника, а на горе Лобач почва была крайне каменистая и глинистая - черноземная вообще отсутствовала: поэтому и урожаи были крайне скудными… Это и стало одной из причин того, что местные жители начали разбивать яблоневые сады. Все свободные земли, овраги, урочища стали заниматься садами, и во всем Поволжье стали славиться яблоки из села Богородское.
Вторая причина развития садоводства в селе – на рынке повысился спрос на яблоки…
Продолжение следует
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев