Волжские зори

Камско-Устьинский район

16+
Рус Тат
2024 - Гаилә елы
Из истории района

С чего начинается Родина…

Нет дороже нам места. Дом нам она и семья - Родина юности, детства, малая наша земля. А. Красильников

Все мы любим свою Родину - место, где родились, где жили наши родители… Но смогли бы мы  на склоне лет остаться жить там, где от родной деревни остался один твой дом, а  рядом и речка, и холмы, и овраги, знакомые с детства, но никакого намека на электричество, телевидение и интернет?

Редакционная машина после Красновидово сворачивает налево  - никаких указателей:  нет деревни Новосергиево на карте нашего района. Чтобы добраться до точки назначения звоним Николаю Ивановичу Соловцову, с которым договорились о встрече.  Наши читатели знакомы с этим жителем хутора Новосергиево  - в течение  многих лет он пишет историю своей малой родины по рассказам своих односельчан, с которыми встречался на протяжении своей жизни,  по своим детским и юношеским воспоминаниям. Набирая на компьютере и редактируя написанный Николаем Ивановичем от руки, убористым почерком текст, каждый раз возникало желание увидеть эти заповедные места, где прошла жизнь его предков, заселенных в эти края еще в начале девятнадцатого века Гагариным – видным придворным деятелем, служившим при дворе императора. И вот мы, проехав по полевым дорогам, которые в период дождей становятся непроходимыми, добрались до этого уголка первозданной природы, где нас приветливо встретил хозяин хутора. Поразительно, но здесь каждое строение, возведенное руками Николая Ивановича и его родных,  имеет свое функциональное значение, как и в обычном селе или городе, и пронизано глубоким уважением к памяти предыдущих поколений. Так, вначале, перед нами предстал местный «Храм всех религий», где нашлось место и исламу, и православию – поставлен в 2010 году «на благо мира, дружбы всех живущих на земле, тех, кто основал д. Новосергиево в 1814 году, жил здесь, работал на благо Отечества Российского, СССР, защищая в войнах, благоустраивая в делах…»

А трудности сопровождали живших здесь и работавших на благо Отечества поселенцев с самого рождения…

«На нашем поколении закончилось такое детство, в котором выросли наши предки будучи детьми. С цыпками на ногах, руках, с оскоминой на зубах от яблок-дикушек. С вечными спутниками на голове – вшами, с клопами в постелях, тараканами в чуланах, мокрицами в подполе. Клещи мстили за наше вторжение в их лесные владения. От них чесались. От комаров, мошек, слепней опухали ноги, руки. Вечные ушибы, занозы... Шелушилась кожа от перезагара и частого купания. Ничто не останавливало нас от беготни по теплой грязи после летнего ливня босыми и голыми. Падали в лужи, чтобы показать, кто больше вымазался. Зимой сложнее с одеждой и обувью. В доме холодно. Долго отогревались после катания с Царь-горы. Катались в овраг на чем попало. Все кончалось быстро.  «Хватит, Ванюша, гулял ты немало – пора за работу, родной…» Родители напоминали: «Хлеб на столе – стол «престол», нет ни куска – стол «доска». Они знали, где кроется кусок хлеба на стол. Беззаботное детство ушло неожиданно, как лужа в землю. Кроме посильных работ во дворе, позвал, зазвенев, колокольчик в школу. И пошло, поехало…»

Глядя, как Николай Иванович босиком бодро вышагивает по сочной, не заезженной машинами траве, мы последовали его примеру и, сняв обувь, радовались этому, как дети...

Вот перед нами рукотворный обелиск, на котором выгравированы фамилии односельчан, не вернувшихся с войны и фронтовые фотографии, с которых на нас смотрят защитники и герои своего Отечества и, действительно, никто не забыт, а значит и жизнь их, отданная на полях войны, была не напрасной. Издалека видна надпись «Родина!» (именно с восклицательным знаком), длинный стол с бревенчатыми лавками – здесь можно рассадить гостей и поговорить по душам, тем более изречение «Хочешь жить для себя – живи для других» вместе с другими высказываниями о жизни Николай Иванович разместил на видном месте, чтобы всяк приходящий задумался. Сам уже, прожив почти 8 десятков лет, о своих предках и односельчанах вспоминает с теплом и уважением.

«Перед глазами старички - рядом с ними на завалинке такие же древние их избранницы, сосватанные по воле или поневоле, по принуждению. «Жену выбирай в огороде, а не в хороводе. Красота приглядится, а ум пригодится». Уважали и стеснялись их. Не столько за долголетие жизни – сколько за то, как они проживали жизнь. За труд, умение сохранить традиции, которые позволяли выживать людям в тяжелые времена. За защиту Отечества в боях. С волнением вспоминаю  получение похоронок с войны на руки о гибели сыновей, мужей, братьев. Опорой вновь были старики – как морально, так и физически. Низкий им поклон и уюта на небесах».

Пригласив нас в дом, хозяин угостил травяным чаем, приготовленном на костре, и ягодной кашей из козьего молока – козы и куры весьма уютно себя чувствовали в этих благодатных местах и с любопытством рассматривали гостей, то есть нас. В уютном доме, заново отстроенном после пожара 2010 года, на стенах мирно соседствует портрет Владимира Ильича Ленина и фотографии родных и близких семейства Соловцовых. Николай Иванович чтит историческую память деревни и всеми силами поддерживает эту тонкую ниточку, связывающую прошлое и настоящее Новосергиево.

«Живу в деревне один, особо осенью. Как-бы пока еще тепло, еще не отговорила роща золотая. Порхают собравшиеся в стайки, чтобы улететь, милые птахи. Каркают вороны на древних ветлах у своего гнезда, спускаются в огород и начинаются у них семейные разборки. Дети воронята могут гонять своих престарелых прочь от гнезда, посчитав, что они отжили свой ум и пора их костям на место, или драка за мыша с истошным криком.

Вдруг в небе курлыканье. Невольно встрепенешься, как от звука гимна СССР. Жадно вглядываешься в небо, ища виновников. А журавли не летят целенаправленно, они кружат прямо над деревней плавно, величаво, по деловому курлыкая, разговаривают. Почему курлыкают так громко, почему кружат прямо надо мной. Меня ли упрекают, видя одного, или жалеют: «Как ты остался здесь один, где другие, почему так получилось?». А может хотят меня подбодрить: «Не грусти – все это временно. Мы тоже улетаем с тревожным говором. Жди нас уже с радостным курлыканьем. Не грусти – сойдут снега, пройдут дожди, и мы вернемся. Только жди…». Добрые птицы, не вернешь прожитые годы – ни свои, ни чужие. Спасибо им за внимание ко мне. Ни гусиный гогот, ни свист  крыльев пролетающих с шумом уток так не западают в душу, как вид и звуки журавлей. Бросаешь все и лезешь на Барабанову гору, падаешь  в жухлую траву. Хоть сам улетай, как лягушка-путешественница с гусями».

Мы тоже забрались на Барабанову гору – на ней стоит крест: символ святости, чистоты. И силу он имеет немалую: охраняет места, очищает их от скверны. С горы открывается вид на когда-то большую деревню Новосергиево, а сейчас она живет благодаря  человеку, который по-настоящему  любит всем сердцем свою землю и умеет ждать…

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: историческая память #КамскоеУстье Новосергиево история #КамскоУстьинскийрайон Красновидово Татарстан #РеспубликаТатарстан история района