Камское Устье: исторические очерки
Мы знакомим читателей с историей нашего поселка Камское Устье - бывшего села Богородское, – которая неотделима от истории всей страны…
Содержание армии после войны и ее перевооружение требовали огромных материальных затрат. Руководство страны категорически отказалось от внешних займов и привязки рубля к доллару, понимая, что в противном случае страна через несколько лет окажется колонией стран Запада. Особенно тяжелым бременем на экономику СССР ложились затраты на создание ядерного оружия. Руины Хиросимы и Нагасаки, тысячи людей, сгоревших в адском пламени ядерных взрывов, были слишком очевидны. Вчерашний союзник по борьбе с фашистской Германией и милитаристской Японией – США - к концу сороковых годов определили около восьмидесяти городов в нашей стране, на которые Америка собиралась сбросить атомные бомбы. В таких условиях руководство страны было вынуждено пойти на отчаянный шаг. В глубокой тайне на Дальнем Востоке был сформирован тридцатитысячный корпус из самых отборных войск Красной Армии. Руководство СССР в случае нападения на нашу страну планировало в считанные часы перебросить его на западное побережье США, в том числе и с помощью авиации и флота. Для этой цели были сконцентрированы военная техника, авиация и флот. По причине секретности о нем знало только высшее руководство страны и армии. К счастью, через короткое время это стало ненужным - СССР в кратчайшие сроки ликвидировал монополию США на обладание ядерным оружием. Вооружив армию атомными бомбами, наша страна значительно раньше, чем США поставила на вооружение армии и термоядерное оружие. И вот здесь хочу кратко сказать о том, как создавалась водородная бомба, и кто является ее настоящим изобретателем. Долгие годы в определенных научных кругах и в печати бытовало мнение, что разработчиком водородной бомбы является академик А. Д. Сахаров. Его даже называли «отцом водородной бомбы. Так же, как «скромные» американцы таким «отцом» называют своего физика-ядерщика Эдварда Теллера, хотя опоздали они на несколько лет по сравнению с СССР. Так вот сегодня появились данные, что автором термоядерного щита в нашей стране является Олег Александрович Лаврентьев. Он же является первооткрывателем управляемого ядерного синтеза.
Надо сказать, что этот факт ранее упорно замалчивался, и на это были веские причины. Предложение и принципиальная схема создания водородной бомбы, предложенная Лаврентьевым, были одобрены Лаврентием Берия. Он создал для гениального самородка все условия для работы и называл его «советским Ломоносовым».
19 августа 1953 года в СССР впервые в мире был испытан термоядерный заряд, созданный Лаврентьевым. К этому времени организатор создания ядерного оружия Л. Берия был подло убит. Сегодня есть данные, что его просто застрелили в квартире. Троцкисты во главе с Хрущевым наконец-то дорвались до власти. Среди тех, кто был награжден за создание бомбы, Лаврентьева уже не оказалось. Авторство в создании бомбы скромно взял на себя Андрей Сахаров, а авторство в использовании материалов при создании бомбы так же скромно взял на себя Виталий Гинзбург. Академик Лев Арцимович безуспешно пытался реализовать идею Олега Лаврентьева в части управления термоядерным синтезом. Самого Лаврентьева, полностью ограбленного в научном плане, выселили из Москвы, и по указанию академика Арцимовича он был отправлен в Харьков, где находился под надзором. Естественно, что никакого финансирования научных работ ученый уже не получал.
Л. Берия как в воду смотрел. В разговоре с министром атомной промышленности Василием Махневым Берия говорил: «Сейчас, когда с атомным проектом многое стало ясно, в этот проект полезла толпа научной серости, которую раньше в него и на аркане нельзя было затащить… Мы им строим особняки и дачи за государственный счет, хотя они не внесли в атомный проект – да и не внесут – и сотой доли того, что уже дал Лаврентьев. У нас сейчас в атомном проекте быстро вьет себе гнездо клан научной серости, а Лаврентьев, хотя и выдающийся талант, он простой русский парень – он безответный. И если мы его не защитим, то эта научная серость, которая из четырех арифметических действий помнит только, как отнимать и делить, то эта серость его обворует. А самого его «сожрет»...»
(Материал взят из статьи доктора технических наук, ведущего научного сотрудника СО РАН Н.И. Копылова, использована статья генерал-майора КГБ Н.А. Горбачева «Бунтари, мученики, маяки прошлого», опубликованный в научно-публицистическом альманахе «Лубянка» (выпуск 8, 2008 г., «Вега», Москва, с. 165 – 168), книга С. Кремлева «Берия – лучший менеджер ХХ века» (М., Яуза «ЭКСМО»). Статья опубликована в приложении к газете «Советская Россия» - «Отечественные записки» № 11 от 25 июля 2019 года.)
Вот так создавался ядерный щит нашей Родины, вот такие неимоверные затраты несли наши родители на его создание. Поэтому и жили мы бедно. Однако вернемся в Камское Устье…
На зиму жизнь в поселке как бы замирала, речники использовали свои отпуска. После войны их уже стали звать водниками, речниками, а не пристанскими работниками, как было раньше. Отец и мать рассказывали, что когда они уезжали из Камского Устья в 1944 году, то на Южной Околице не имелось ни одного частного дома. А в 1953 году они увидели там целый поселок. Да и улица Коммунальная также оказалась застроенной полностью. Если мне не изменяет память, то и колхоза в поселке уже не существовало. В середине пятидесятых годов Шугаев И.М. охранял только колхозные склады, расположенные на пригорке над нынешним «керосиновым» озером. В школьные годы мы там складировали древесную золу, начиналась кукурузная эпопея. Насколько мне помнится, и само озеро образовалось позднее, благодаря усилиям тогдашнего военного комиссара района Николая Петровича Топоркова. Отец поступил на работу в заготзерно охранником. Начальником тогда был Иван Васильевич Тарасов, позднее он работал начальником маслозавода. В те времена это было солидное предприятие, со своей электростанцией, складами - один из них был кирпичным, своей скважиной для воды. Охранники были вооружены револьверами. Правда, были они устаревшими, какой-то шведской системы…
К открытию навигации мать поступила на работу в ресторан официанткой. Весной родители купили корову, завели овец, свинью, гусей. Но настоящая жизнь в поселке началась после того, как закончился ледоход на Волге. Стали приводить и расставлять пристани и причалы. На рейд пришли из затонов пароходы и баркасы. Открылись все организации и учреждения, связанные с речным транспортом. После школы стремглав бежал к Волге, рыбзаводу, там разносился удивительно приятный запах смолы. Рыбаки конопатили и смолили крутые бока деревянных лодок, бригадиром был Василий Павлович Лазарев. Да и дом у него находился рядом с рыбзаводом. Директором в то время был Михаил Пчелин, он так же жил совсем недалеко. Ремонтировали и катер «Судак», он также принадлежал рыбзаводу. Позднее его продали в леспромхоз, который был оборудован в связи с вырубкой леса под ложе будущего Куйбышевского водохранилища. Самое интересное, конечно, - это прокатиться на этом катере, тем более, что мой дядя - Смирнов А.Ф. - был на нем капитаном, а механиком работал Антонов Дмитрий Иванович. Кстати, два его внука и сегодня проживают в Камском Устье. Его старший брат Петр Иванович также был механиком и до войны ходил по Волге на большом пароходе. Погиб он в 1941 году, обороняя Москву от фашистов. Его дочь и сегодня проживает в г. Луга Ленинградской области, сын проживал в Набережных Челнах.
Днище от этого катера и сегодня лежит на дне Волги, примерно в тридцати метрах ниже причала. Основная жизнь в поселке кипела на Волге. Камское Устье было настоящим портом трех рек – Волги, Камы, Белой. У берега стояли пять причалов и одна пассажирская пристань. Самым нижним возле нефтебазы стоял грузовой причал пароходства «Волготанкер», он назывался «Лезгин». Выше напротив вокзала стояла красивая двухэтажная пассажирская пристань. К ней причаливали абсолютно все проходящие пассажирские пароходы и стояли они у пристани довольно долго, так что иногда причаливались по несколько пароходов друг к другу. Надо сказать, что пассажирские пароходы были двух классов. Первые - это чисто пассажирские скоростные, у них на трубе была голубая полоса. Вторые были грузопассажирские, они кроме пассажиров перевозили и грузы, скорость у них была меньше. На трубе этих пароходов имелась красная полоса. Пассажирские пароходы были колесные и винтовые. Помню, что в 1954-1955 годах еще ходили пассажирские пароходы с колесом на корме. Они были явно устаревшими, да и скорость у них была невысокая. Один такой пароход назывался «Алмаз», а второй «Жемчужина». Третий причал, который стоял выше пассажирской пристани, принадлежал Бельскому речному пароходству. Он был самым маленьким, и судов к нему причаливало меньше всего. Самым большим был причал, принадлежащий Волжскому объединенному речному пароходству. Через него перегружалось больше всего грузов. Он стоял на месте сегодняшнего пассажирского причала. Еще выше стоял причал, принадлежащий Камскому речному пароходству. У причала стояли, ремонтировались, заправлялись пароходы, которые возили плоты с лесом из Камы. Все до одного парохода были колесные с паровой машиной. Никаких грузов они не перевозили. Ну, а выше всех, напротив оврага, где находится «Святой колодец», стояла угольная база. Ее трюмы были заполнены каменным углем, и подходившие пароходы заправлялись этим топливом. Интересно, что там работали только женщины, ходили они в брюках, и для нас подростков это было диковато. Даже после семидесятых годов, когда у женщин появились брючные костюмы, можно было услышать «вон идет грузчица с угольной базы». Следует сказать, что к Камско-Устьинскому рейду было прикреплено несколько баркасов и пароходов. В основном, они были немецкие - трофейные. Возле причала пароходства «Волготанкер» дежурили трофейные баркасы «Красный механик» и «Красный победитель» с очень мощными двигателями, а также баркас «РБТ». Когда они проходили по реке, то поднимались большие волны. Завидев эти баркасы летом, мы подростки стремглав бежали к воде, чтобы покачаться по крутым волнам. Кроме этого, дежурили на рейде еще три трофейных баркаса. Они назывались «Берта», «Ванадий» и «Брейтово». Также дежурил трофейный пароход «Надежный». Насколько я помню, капитаном на нем ходил Капралов Василий Иванович…
Продолжение следует
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев