Волжские зори

Камско-Устьинский район

16+
Рус Тат
2024 - Гаилә елы
Из истории района

Камское Устье: исторические очерки. Часть 53.

Мы знакомим читателей с историей нашего поселка Камское Устье - бывшего села Богородское. Воспоминания родных и близких Ивана Маховика – нашего постоянного читателя - его детские и юношеские воспоминания легли в основу написанных Иваном Петровичем исторических очерков...

 

Реформы и последствия подъема воды

А между тем жизнь в Камском Устье шла размеренно, хотя район и пережил серьезные потрясения. В 1963 году в период реформаторского зуда тогдашнего руководителя страны район был ликвидирован и вошел в состав Тетюшского. Только в 1965 году Камско-Устьинский район был вновь восстановлен.

Поселок разительно изменился: речников, которые ранее определяли лицо поселка, стало совсем мало – все, что было связано с речным транспортом ушло из Камского Устья навсегда. Берег продолжал обваливаться, миллионы тонн земли падали в воду, а огромные деревья валились в реку. С обрыва свисали корни оставшихся деревьев, чтобы уже весной также исчезнуть в водной пучине. И так продолжалась из года в год. Река заметно мелела, и летом вода покрывалась вонючей зеленью: Волга горько плакала от людской жестокости, превратившей сказочно красивую «главную улицу России» в зловонное болото.

Вспоминаю, как в 1979 году зимой по Каме и Волге ходил автомобиль с буровой установкой. Специалисты (а были они из Москвы) брали пробы грунта. Жили они на нашей улице. Удалось узнать, что в Спасском районе планируется строительство атомной станции, и для этого требовалось большое количество песчано-гравийной смеси (ПГС). Они рассказывали, что в устье Камы ПГС достаточно, но на нем уже отложился четырехметровый слой ила. А это был еще только 1979 год, - после образования водохранилища прошло лишь 22 года. Позднее было принято решение о строительстве АЭС в Камских Полянах…

 

Вода, рыба и человек

В первые годы образования водохранилища рыбы в реке было много - из озер и малых рек она вышла в большую воду. Особенно было много щуки. Зимой на блесну удавалось вылавливать по десять и более экземпляров. Вспоминаю, что мой отец зимой 1960 года сдал в столовую района две щуки - по пятнадцать килограммов каждая.  Однако с годами рыбы становилось все меньше и меньше, хотя в конце восьмидесятых - поздней осенью - еще удавалось поймать по несколько штук. Сегодня щука промыслового значения практически не имеет, и поймать ее даже сетями удается крайне редко. И тем не менее, почти до конца прошлого тысячелетия в поселке существовал рыбучасток со своим складом, ледником, холодильником. Рыбу сдавали в Лаишевский рыбзавод. Особенно страшные времена для традиционного рыболовства на Волге наступили после девяностых годов прошлого века. На место рыбаков пришли молодые и напористые добытчики – рыбу стали не ловить, а добывать. Если ловля рыбы подразумевает и ее воспроизводство – так как одно без другого не может существовать, то добыча рыбы означает: взять как можно больше и как можно быстрее, а о воспроизводстве здесь и речи нет. Вспоминаю, что известный рыбацкий бригадир Александр Алексеевич Шугаев дорабатывал до пенсии уже на нефтебазе.

Весной во время нереста рыбы, когда устанавливался запрет на ее вылов, рыбаки вырубали кустарник и делали из прутков своеобразные трепешки, которые с грузом опускали на дно реки. К этим трепешкам стерлядь прикрепляла икринки. Даже когда они уезжали на весновку на Малиновские острова – там запрет устанавливался позднее – также из ивовых прутьев делали приспособления и опускали их в воду для икры. И это при том, что рыба там водилась, в основном, сорная: плотва (сорожка), густера, синец, белоглазка. Вода, рыба и человек – были единым целым…

Однако, пришли другие времена, пришли другие люди. Рыбаков на Волге уже не осталось, бесследно исчезла и многовековая рыбацкая романтика с традиционной стерляжьей ухой на важаге, рыбацкими байками за чаркой водки, беседами «за жизнь» и планами на будущее. Все это придавил своею тяжестью проклятый рубль. Но самое худшее еще было впереди.

 

Река теряет свое экономическое значение

В середине девяностых годов на Волге появились тральщики. Пять катеров волочили по дну траловые сети. Уничтожалось буквально все живое, уничтожались нерестилища. За свою жизнь мне никогда не доводилось видеть, читать или слышать, чтобы в какой-либо стране мира рыбу в реке ловили тралами. Как раз в те годы в Северном море Атлантического океана Норвегия, Исландия и Великобритания установили запрет на вылов атлантической сельди по причине сокращения ее популяции. Ужасно, что на Волге временщики использовали самые примитивные, самые жестокие и варварские методы добычи. К тому времени во всем мире даже в океанах была запрещена добыча рыбы тралами, уничтожающих все живое. Через несколько лет было закончено и бесповоротно утрачено все, что создавалось на реке многими поколениями людей. Плакали рыбаки, плакала Волга…

Река продолжала деградировать, она полностью потеряла свое экономическое значение, из главной транспортной артерии страны превратившись в умирающий водоем. Ненамного лучше положение и на других реках России. Так, с 1989-го по 2015 год объем перевозок грузов по всем водным путям страны упал в пять с лишним раз. А объем перевозок пассажиров за этот же период упал в восемь раз. Достаточно сказать, что объем перевозок грузов по совсем небольшому Рейну превышает объем перевозок по всем рекам России. А между тем речной транспорт выгодно отличается высокой экологичностью - что сегодня для человечества стало вопросом жизни и смерти, а также низким уровнем себестоимости перевозок и аварийности, энергоэффективностью и низким уровнем бюджетных расходов. Специалисты подсчитали, что автомобили доставляют 15-20 тонн груза на 1000 км (Ульяновск – Москва) за 2 дня, а речное судно с таким же двигателем за 2-3 дня доставляют уже 2-3 тысяч тонн груза. Чтобы перевезти столько автомобилю потребуется полтора года.

А вот как оценивают значение рек в народном хозяйстве страны авторитетные специалисты Леонид Ивашов (президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник) и Евгений Гусаров (профессор, член президиума Академии геополитических проблем): «Комплексное освоение потенциала рек обеспечивает и новые пути сообщения. К примеру, Рейн, Майн и Дунай работают не только как важнейшие транспортные пути и служат для мелиорации сельхозпроизводства, но и производят основные объемы электроэнергии. На них построено 57 плотин с ГЭС и судопропускными сооружениями. Напомним, что эти реки сопоставимы с российскими реками Ока, Клязьма, Кама. В результате продуманного подхода к освоению водных ресурсов внутренние промышленное и сельскохозяйственное производства обеспечены дешевыми перевозками, водоснабжением и стабильным энергообеспечением. Отсюда низкая себестоимость и конечной продукции…»

При этом следует добавить, что при строительстве плотин огромные площади не заиливаются. А между тем Волга катастрофически мелеет, и сегодня выше Москвы река настолько обмелела, что судоходство стало затруднительным. Мелеют и другие реки – отсюда и ежегодные наводнения…

 

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Галерея

Оставляйте реакции

9

0

2

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: из истории района