Камское Устье: исторические очерки. Часть 49.
Мы знакомим читателей с историей нашего поселка Камское Устье - бывшего села Богородское. Воспоминания родных и близких Ивана Маховика – нашего постоянного читателя - его детские и юношеские воспоминания легли в основу написанных Иваном Петровичем исторических очерков, публикацию которых, с его разрешения, мы продолжаем…
Что имеем не храним, потерявши – плачем
Кризис наступил позднее, когда под сурдинку о необходимости получения всеми детьми среднего образования, резко упало качество этого образования. По данным исследований среднестатистический житель СССР в пятидесятые-шестидесятые годы имел словарный запас в 7000 слов. А в 2017 году по результатам такого же исследования среднестатистический житель России имеет словарный запас в 1500 слов. К слову, Александр Сергеевич Пушкин имел словарный запас в 80000 слов. Если так дело пойдет и дальше, то Эллочка Людоедка - персонаж бессмертного романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» - будет считаться полиглотом…
Видел, как мой родственник, работая в КХТИ, писал курсовые работы своим студентам. Видя мое недоумение, заметил, что если этих студентов отчислят за неуспеваемость, то он не будет получать зарплату. Вот и выходят из института такие горе-специалисты. А затем падают мосты, самолеты, дома и плотины.
Немало видел людей, наивно считающих, что у них есть высшее образование, а написать заявление или же объяснение они не в силах. Так, по данным В.Г. Маслова, за 2016 год на журфаке МГУ из 229 первокурсников на страницу текста проверочного диктанта лишь 18% студентов сделали 8 и менее ошибок. Остальные 82%, среди которых 15% - это стобальники по ЕГЭ, допустили в среднем по 24-25 ошибок.
Известно, что пресловутый ЕГЭ изобрели во Франции. Для восстановления экономики в послевоенные годы в метрополию из колоний начали завозить дешевую рабочую силу. Учитывая безграмотность этих людей, им устраивали экзамены методом тестирования в виде нынешнего ЕГЭ, чтобы определить их квалификацию для производства. Интересно, что американцы уже на следующий год применили систему ЕГЭ в своих школах, но через год, убедившись, что она предназначена для населения колониальных стран, от нее отказались…
Вызывают умиление поездки в Сингапур за опытом по организации образования наших чиновников, забывающих, что эта маленькая страна взяла самое лучшее от царской гимназии и советской школы. Как говорится: «Что имеем не храним, потерявши - плачем…»
Как известно, сегодня Россия опережает все страны мира по количеству студентов и людей с высшим образованием, а о их квалификации уже говорили. Вспоминаю, как в двухтысячные в райцентре люди из какого-то мифического «Московского института информатики, управления и права» бойко наделяли местных жителей дипломами о высшем образовании. Тогда в поселке появилось немалое количество юристов. Одним словом, такую учебу можно назвать: «Покупка диплома в рассрочку». Теперь нашему брату уже стыдно стало называть себя юристами, количество которых в стране выросло в 5-6 раз. Только по иску прокуратуры районный суд ликвидировал эту контору. Недавно встретил жителя Казани в возрасте 25 лет. Назвался Тимуром, но на мой естественный вопрос: «А где твоя команда?» ответа не последовало, так как он не слышал ни о Аркадии Гайдаре, ни о «Школе», ни о «Судьбе барабанщика» или «Голубой чашке» и так далее. Хотя мужчина перебивался случайными заработками, в руках он держал телефон раз в десять больше и дороже моего и ловко водил пальцем по экрану. Вот это и есть жертва современного образования, «культурный» потребитель заморского мусора, о котором так мечтал бывший министр образования Фурсенко. Это самая вульгарная понижающая селекция, генерация серости. Ушлые американцы подсчитали, что воспитание и обучение рабочих обходится в 300 000 долларов, так что дороговато им обходятся современные «недоросли». Если Митрофанушка считал, что географию знать необязательно – кучер и так довезет туда, куда надо, то современные его потомки используют для этого навигатор: ну чем не кучер?
А между тем, в 1984 году на конференции в Рио-де-Жанейро, система образования в СССР была признана лучшей в мире. По этому поводу академик Раушенбах говорил, что лишь бы не нашелся идиот, копирующий американскую систему. По этой причине изменились и отношения между школьниками и студентами. Кроме того, чтобы быть культурными потребителями, а не творцами, их настойчиво призывают быть успешными. Не буду утомлять читателей, приводя крайне отрицательное высказывание великого Валентина Распутина по поводу успешности, только добавлю, что во все времена успешными бывали кражи, грабежи, разбои, мошенничество, вымогательство. Изменились и жизненные ценности. По данным ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения. – Ред.) за 2018 год 60% опрошенных в возрасте от 18 до 30 лет главной жизненной целью считают материальный достаток, и только затем уже идут образование и дети. Маркс, Энгельс и Ленин считали, что у человека будущего духовные интересы будут превалировать над материальными, указывая даже, что соотношение это составит 2 к 1. Но и гениям свойственно, как мы видим, ошибаться. А между тем, человек выделился из окружающей среды и животного мира и превратился в человека разумного благодаря тому, что духовные ценности стали для него выше материальных, - иначе гибель человечества неизбежна…
Разительно изменились даже отношения между бывшими одноклассниками. В последние годы заметно, как близкие, теплые дружеские отношения сохраняют те, кто окончил школу 40, 50, а то и 60 лет тому назад. Перебираю часто фотографии со встреч с одноклассниками, хотя школу мы закончили еще в 1961 году. А вот получившие аттестат 10, 15, 20 лет назад встречаются редко, – знаю это не понаслышке. Да и встречи эти превращаются в демонстрацию автомобилей с рассказами о достижениях в карьере и о материальном благополучии. Так что остается благодарить Бога, что мне посчастливилось обучаться в Камско-Устьинской школе в шестидесятые годы…
Новостройки в Камском Устье
Вновь возвращаемся в историческое прошлое Камского Устья. В середине пятидесятых годов началось строительство клуба, а затем и средней школы. Строились они долго. Для фундамента клуба использовался даже камень с берега Волги. За один кубометр собранного камня можно было получить целых пятьдесят рублей – огромные по тем временам деньги. Но и собирать камни было очень даже нелегко. Если сегодня снять с цоколя задней правой стороны клуба несколько панелей, то там откроется небольшой подвал, в котором в семидесятые-восьмидесятые годы базировались клубные художники. В этом подвале будет виден фундамент, - и появится возможность провести строительную экспертизу фундамента. В 2005 году после реконструкции клуба такая экспертиза не проводилась. А между тем, в правое крыло здания фирмой «Свей» было закачено шесть миксеров с бетоном. Седьмой миксер с божьей помощью удалось залить в перекрытие церкви. Здание клуба и до настоящего времени так и не принято в эксплуатацию…
Средняя школа, в здании которой сейчас находится поликлиника районной больницы, также строилась очень медленно. По окончании девятого класса мне даже удалось поработать на ее строительстве. За месяц заработал целых сорок восемь рублей. Это были хорошие деньги, ведь мне тогда едва исполнилось шестнадцать лет. Обратил тогда внимание на интересный момент в строительстве: для перекрытия второго этажа привезли бетонные плиты, но крана для их подъема не было. Нашли оригинальное решение – тракторами подгребали землю к стенам здания до второго этажа, а затем трактором по этой земле заталкивали плиты на второй этаж, где катками их укладывали.
Кстати, здание райкома партии, которое было построено немного раньше, вообще имеет деревянное перекрытие второго этажа. Отсюда можно сделать вывод, что очевидно строители заботились о безопасности детей больше, чем о работниках РК КПСС.
А теперь вернемся к тем, кто жил недалеко от Волги, и кому после подъема воды приходилось срываться с насиженных мест и переселяться, либо вообще уезжать из поселка…
Приходилось срываться с насиженных мест
Конечно, перенос домов шел не один год, - начавшись еще в 1955 году, продолжался несколько лет. Перенесены или разобраны были и дома по улице Кооперативной (ранее называвшейся «Армянка»). Самым крайним по этой улице ближе всего к пассажирскому причалу стоял окрашенный зеленой краской дом Кузиных – он был на склоне. Этот дом был перенесен на улицу Маяковского и поставили рядом с ныне существующим домом Николая Павловича Тимофеева. Через несколько лет Кузины уехали в город Сызрань. Я хорошо знал эту семью: их старший сын Анатолий окончил знаменитый Куйбышевский политехнический институт, а с младшим – Владимиром - случилось несчастье…
Следующим был дом Агафоновых с шатровой крышей – он также стоял на склоне, спускающимся к пристани. В нем проживала престарелая одинокая женщина. После ее смерти дом разобрали. Там, где улица становилась ровной, находился дом Коняхиных. Семья состояла из двух человек: самой хозяйки и сына Леонида, который трагически погиб в 1962 году вместе с Тимофеевым Юрием Павловичем. Юрий Тимофеев проживал совсем недалеко от нашего дома. Их баркас, на котором они работали на Каме, по вине капитана попал под караван барж. Дом после смерти хозяйки также разобрали.
Далее шел дом Тукаевых. Хозяйку мы по-русски звали тетя Катя. Ее сын Узбек работал на водном транспорте. Свой дом они перенесли на Южную околицу. Внучка тети Кати - Наиля Молчанская - работает в редакции районной газеты, - она подвигнула меня на написание этих исторических очерков. Летом прошлого года я показывал ей место, где стоял дом ее бабушки и отца.
Следующим стоял дом Коняхиных, в котором проживала престарелая хозяйка с тремя сыновьями. Два сына – Петр Николаевич и Леонид Николаевич построили себе дома на улице Нариманова. Дома сохранились и поныне, - в одном из них проживает жена и дочь Петра Николаевича. Младший сын – Коняхин Александр Николаевич – после переноса дома уехал в Казань.
Далее в этом ряду находился дом Никаншиных. Свой дом они также перенесли на улицу Нариманова, однако через несколько лет уехали из Камского Устья. После Никаншиных стоял дом еще одних Коняхиных. Хозяйкой также была престарелая женщина. Ее сын Валентин после разбора дома проживал на улице Коммунальная.
Затем шел красивый дом с мансардой, принадлежащий семье Гришиных. В этом доме я часто бывал, так как дружил с их сыном Юрием. Особенно меня привлекало то, что у них в доме было полное собрание томов Большой Советской Энциклопедии. После подъема воды на Волге эта семья ехала в Ивановскую область. Последним перед переулком, ведущим к больнице водников, стоял дом Павловых. В нем проживала одинокая женщина, работавшая парикмахером. Позднее она переехала в Куйбышевский Затон, купила там дом…
Продолжение следует
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев