Волжские зори

Камско-Устьинский район

16+
Рус Тат
2024 - Гаилә елы
Из истории района

Чтобы на водных путях всё было в порядке – Камское слушает

Не только гости нашего поселка, но и многие камскоустьинцы не догадываются, что красное кирпичное здание, окруженное стальными антеннами высотой более 70 метров, что остается справа при въезде на Южную околицу – это береговая радиостанция, ведущая наблюдение за вызовами в случае бедствия, срочности и безопасности, передающая прогнозы погоды, предупреждения и путевую информацию, обеспечивающая радиотелефонную и радиотелеграфную связь с флотом.

А вот жители Южной околицы всегда знали о значении этого стратегического объекта, так как кто-то из них (как, например, моя мама и моя тетя) работал здесь, либо были речниками и прекрасно были осведомлены о  роли радиостанции для судоходства.

Камское Устье на связи
- Мы не только обеспечиваем связь с проходящими мимо судами, но и передаем 4 раза в сутки прогноз погоды и радиобюллетень, - рассказала нашей газете диспетчер радиостанции Ирина Савельева. – В течение 15 минут в 6.00, 12.00, 17.00 и 22.00 мы выходим в эфир, охватывая с 1 по 10 участок для судов, следующих в сторону Тольятти (вниз по Волге) и с 11 по 20 участок – на Казань…


«Камское Устье – я Волгодонск» - в нашу с Ириной беседу неожиданно ворвался мужской голос с волжских просторов, который отбросил меня на полвека с лишним назад, когда мы детьми забегали в эту комнату, сплошь заставленную аппаратурой, а за столом за коммутатором сидела мама и отвечала: «Камское слушает». Бывало на связь выходил и «Шлюзовой 27», где капитаном был мой папа, и мы слышали в эфире уже его голос.

Это удивительно, но здесь практически ничего не изменилось: те же стены, высокие потолки, только вот нет того громоздкого оборудования с многочисленными приборами и вращающимися катушечными бобинами, на которые записывались все переговоры, что вели телефонистки с судами. От былого осталась только  старомодная телефонная трубка. За полвека многое поменялось, в том числе, конечно же, и связь…


Тем временем Ирина пожелала счастливого пути «Волгодонску», сделав запись в журнале, и мы продолжили наш разговор.

Круглосуточная вахта каждый день
- Сейчас наши переговоры записываются на цифровой регистратор – градиент, а на мониторе компьютера мы видим местоположение судов, которые выходят на связь на 9 канале радиостанции УКВ диапазона. Если необходимо, то мы сами можем вызвать на связь ближайшие суда уже на 5 канале…

«Камское Устье – я Север 1» - «Камское Устье слушает». Очередной теплоход по связи сообщил, что  вышел с Камы на Волгу.
- Раньше, когда моя мама – Татьяна Аринина – работала радисткой, а у нее 35 лет стажа, то на дежурство выходили по два человека, так как поток водного транспорта был гораздо больше, - продолжила вновь прерванную беседу Ирина. – А сейчас у нас в штате кроме меня еще 4 оператора: Людмила Юманова, Марина Вахромова, Ильдар и Ильнар Латыповы. Работаем сутками, причем ночью нагрузка возрастает. Самое большее количество судов за смену было  75. Кто-то встает на погрузку на гипсовом руднике, затем продолжает свой путь, кто-то идет вниз по Волге, кто-то – вверх. Все это отмечается, а затем передается диспетчерам в Казани…
 
 История и военное прошлое радиостанции
Автор исторических очерков Иван Маховик упоминал в нашей газете, что еще  «в 1928 году были смонтированы две антенны радиостанции высотой по 72 метра. Мачты антенн были изготовлены из стали, выплавленной в немецком городе Золингене. Интересно, что при закладке фундамента для антенны был обнаружен полный скелет мамонта…»


Руководитель Краеведческого музея Наталья Николаева предоставила информацию, что на территории, где были установлены антенны, радиостанция начала свою деятельность в 1939 году. А старожилы Южной околицы помнят еще двухэтажное здание рядом с так называемым Белым домом, где жили речники. В этом здании располагалась  радиостанция до 1939 года. 
В годы Великой Отечественной войны диапазон действия станции был от Рыбинска до Астрахани, то есть охватывалась вся Волга. Сейчас  диапазон уменьшился до Волгограда. 
Во времена Сталинградской битвы через нашу радиостанцию в зашифрованном виде передавалась вся оперативная информация для войск. На Камско-Устьинской нефтебазе, которая тоже находилась на Южной околице, заправлялись суда, что шли на Сталинград, и связь осуществляла опять же радиостанция. Оба стратегических объекта были под наблюдением военизированной охраны.

Кочегарка, ключ Морзе и сигнал бедствия
15 лет на радиостанции отработала председатель ТОС «Южная околица» Татьяна Музафарова.


- Это сейчас на станции электрическое отопление, а долгие годы углем печку в кочегарке топили. Когда я в 1985 году устроилась телефонисткой радиопроводной связи, начальником был Александр Дыренков, а затем – Сергей Кузнецов. Безопасность судов для нас всегда была на первом месте, поэтому каждые два часа передавали прогноз погоды, который приходил из Тольятти, путевую информацию для судов по глубинам, маякам и работающим земснарядам, чтобы не создавалась аварийная ситуация… 
Татьяна Валентиновна напомнила мне историю, которую моя мама редко вспоминала, так как она была связана с трагическим событием. Однажды ночью телефонистка Марьям Тукаева услышала в эфире сигналы бедствия, передаваемые морзянкой.

Телеграфный ключ (ключ Морзе) в то время также находился на столе телефониста радиостанции для передачи сигналов на дальние расстояния. Оказалось, что в Ульяновске пассажирский теплоход «Александр Суворов» вошел не в тот пролет моста через Волгу, и мост буквально срезал верхнюю палубу, на которой находились пассажиры, смотревшие кино. Радиооператор не растерялась, оперативно сообщила об аварии диспетчерам, и это спасло не одну жизнь. Впоследствии ее даже премировали за образцовую службу, хотя то дежурство запомнилось ей на всю жизнь…   

Коллектив дружный и трудолюбивый 
- А я пришла на радиостанцию сразу после окончания школы в 1974 году, -  говорит жительница Южной околицы Ольга Асякина, проработавшая телефонисткой радиосвязи без малого 37 лет. – Тогда станция относилась к Казанскому узлу связи и радионавигации, а начальником был Евгений Александрович Илларионов. В 4 сменах было по два телефониста. Марьям Тукаева, Накия Андреева, Надежда Сидорова, Нина Гордеева, Татьяна Аринина, Анатолий Кудин, Асякина Алефтина и я по двое дежурили с 16.00 до 23.00, затем с 8.00 до 16.00 и в ночь с 23.00 до 8.00. Судоходство было активным,  бывало за сутки на связь выходило до 300 судов. Перед окончанием смены давали дислокацию судов казанским диспетчерам, которые отслеживали их местонахождение.

Также с нами работала телеграфисткой Надежда Илларионова – телеграммы отправлялись в города и населенные пункты, к которым были приписаны те или иные суда и куда сообщалось о нуждах, кадровых и других проблемах, возникающих на теплоходах и которые необходимо было решать. А коллектив наш был дружный и работящий. Дольше всех трудился Владимир Кузнецов – начинал еще до войны инженером, затем ушел на фронт.

Участник Великой Отечественной, грамотный инженер, он многие годы руководил станцией и нас учил управляться с радиоаппаратурой. А в 2000-х Казанский узел связи стал филиалом Центра связи и радионавигации Волжского бассейна, суда стали курсировать гораздо реже, и мы стали уже работать по одному…


- Теперь наше предприятие называется «Информационно-технический центр – филиал Федерального бюджетного учреждения «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей», куда входят Волгоград, Астрахань, Саратов, Нижний Новгород, Городец, Ярославль, Казань, Тольятти и Затон имени Куйбышева, - говорит начальник Информтехцентра Сергей Харьянов.
Но как бы со временем не менялись наименования Центра связи, от которого уже почти столетие зависит безопасность и деятельность речного судоходства,  хочется пожелать, чтобы и впредь и на Каме, и на Волге в эфире по-прежнему и днем, и ночью раздавалось: «Камское  слушает»… 
 

 
 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Галерея

Оставляйте реакции

13

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: из истории района