Богородское: исторические очерки (продолжение) Часть 5
Мы знакомим читателей с историей нашего поселка Камское Устье - бывшего села Богородское. Воспоминания родных и близких Ивана Маховика – нашего постоянного читателя - его детские и юношеские воспоминания легли в основу написанных Иваном Петровичем исторических очерков, публикацию которых, с его разрешения, мы продолжаем. Также редакция нашей газеты обращается к жителям, уроженцам Камского Устья, района, к нашим землякам, чтобы они, по возможности, поделились своими фото- и другими материалами, касающимися истории нашего поселка, для последующих публикаций…
«В предвоенные и послевоенные годы получила распространение ловля сома на квок. Хотя Леонид Сабанеев указывает, что таким способом сомов ловили еще в конце 19 века. Из ствола яблони изготовлялось специальное приспособление похожее, отчасти, на овечью ногу. В своеобразном копытце делалось небольшое углубление и при резком ударе по воде издавался чмокающий звук. Именно такой звук издает сом во время жора, когда он широкой пастью хватает и заглатывает добычу. В настоящее время умельцы научились изготавливать квок из различных материалов, имея целый набор таких приспособлений. Одно только огорчает – ловить скоро будет уже некого. Насколько эффективной была эта рыбалка видно из следующего примера: мой дядя Смирнов Александр Федорович в 1946 году вернулся с войны (почти год после ее окончания он служил в Венгрии) и занялся ловлей сома. При этом надо учесть, что до появления на Волге каскада гидроэлектростанций и разлива Куйбышевского водохранилища уровень воды в реке из года в год был одинаковым. По этой причине можно было с точностью до одного дня определить, какая рыба начинает метать икру, когда она начнет жировать и когда начнется активный жор у хищных рыб. Так вот, до большой воды на Волге жор сома начинался 21 августа и ни днем раньше… Именно с 21 августа с караваном барж мой дядя поднимался вверх по Каме до местечка «Шуран» в Лаишевском районе, а затем спускался по течению и с помощью квока ловил сомов. Живую рыбу он продавал для ресторанов на проходящие мимо пассажирские пароходы. За этот сезон от продажи рыбы он смог накопить деньги на приобретение половины пятистенного дома…
Впервые я увидел ледоход на Волге в 1954 году, – это было незабываемое зрелище. Во время урока (а учился я тогда в семилетней школе возле озера) мы услышали звук ломающегося льда. Стремглав бросились к реке, забыв про уроки. Это надо было видеть: вначале льдины двигались плавно, затем течением их стало выталкивать на берег, а вот уже следом напирают другие льдины, громоздясь друг на друга и образовывая различной формы причудливые сооружения, которые уже через минуту разрушались, вновь создавая еще более затейливые конфигурации… Все это сопровождалось шумом, треском, скрежетанием ломающегося льда.
На берегу собиралось почти все население поселка. Неслучайно люди, связанные с Волгой, могли, не задумываясь, назвать дату начала ледохода за много лет назад. Как правило, ледоход на реке начинался внезапно: еще несколько минут назад ничего не предвещало вскрытия реки, но вот неожиданно раздавался треск ломающегося льда, и начинался ледоход. По причине такой внезапности на льду зачастую оставались домашние животные. Зимой возили сено с лугов, и на дороге его оставалось немало. Никогда не забуду страшную картину: на крупных льдинах, плывущих по середине реки во время ледохода, беспомощно метались, обреченные на гибель, животные… Невозможно было сдержать наши детские слезы.
В том же 1954 году после окончания ледохода в половодье впервые увидел, как ловили рыбу оханом (аханом). Самым крайним (по отношению к теперешней пристани) на несуществующей ныне стороне улицы Армянка (сейчас это улица Кооперативная) стоял дом семьи Кузиных. Позже эта семья переехала в Сызрань. Так вот, глава семейства на моих глазах за несколько заплывов от нынешней пристани (тогда она была грузовой) до старой пристани (была пассажирской) наловил около двух десятков стерлядей. Причем это были не мелкие «пиковки», а семерики и восьмерики. У настоящих рыбаков, как я узнал позже, размер стерляди определяется не по весу, а по длине…
Однако, вернемся к дореволюционным временам. Кроме заключения договора аренды лугов для сенокошения и аренды вод в низовьях Камы для рыбной ловли, на сходе у старосты обсуждался вопрос о переделе земли, так как она была общинная. Важным для жителей села был и отбор рекрутов в армию. По тогдашнему законодательству каждые десять дворов ежегодно обязаны были отправить одного рекрута на службу в армию. А вот кого именно отправить и из какого двора – это решалось миром на сходе. При этом, в первую очередь учитывалось наличие рабочих рук в семье и количество сыновей. Из семей, в которых был всего один сын, его в армию не отправляли. Дабы не разорить семью. Землей в те времена наделялись только лица мужского пола. Семьи, в которых было много сыновей, были крепкими и зажиточными. А для семей, где больше было дочерей – это было настоящим бедствием. Мало того, что не давали на них земли, так еще и приданое надо было готовить. Поэтому на сходе и решали, из какой семьи сын пойдет в рекруты. Как правило, из той, в которой было больше, чем один сын. Однако, если родители не желали отпускать сына на воинскую службу, они могли при наличии материальных возможностей вместо своего сына нанять другого рекрута, который пойдет на службу к царю-батюшке. В этом случае такого рекрута необходимо было в течение месяца угощать вином (в старину вином назывались все спиртные напитки) и самой лучшей закуской. Именно таким способом, говоря на современном языке, «уклонился» от службы в армии брат моей бабушки. К тому времени, когда ему следовало идти на царскую службу, он уже выучился крайне востребованному ремеслу жестянщика в мастерских в Спасске. Мастерские принадлежали братьям его матери – Усачевым Василию и Евграфу. В семье было пять дочерей и двое сыновей, но второй сын был калекой с рождения и к воинской службе был непригоден. Так вот, родители и наняли в рекруты другого односельчанина, чтобы сохранить своего основного кормильца. Однако, в 1914 году его все равно взяли на войну…
Храм из кирпича в селе Богородское был возведен в 1802 году. Ранее была деревянная церковь. Находился храм недалеко от Волги на месте бывшей столовой водников, в самом начале улицы имени Карла Маркса. По официальным данным храм был разрушен после начала коллективизации в 1930 году. Хотя моя мать 1920 года рождения уверяла, что в семилетнем возрасте она видела, как с храма снимали колокола, а затем уже разрушили. Из кирпича, который остался от храма, было построено здание бывшего отделения Госбанка СССР. Из этого же кирпича на берегу Волги ниже пассажирской пристани была построена общая баня, а рядом с баней – водонапорная башня. Впоследствии эти здания были разрушены. Дольше всех просуществовало здание отделения Госбанка, а затем и отделения Сбербанка РТ. После окончания строительства нового здания отделения Сбербанка РТ, старое использовалось как церковь. Когда в 2005 году был возведен новый храм Рождества Пресвятой Богородицы, старое здание было разобрано. Геннадий Павлович Кузьмин, к сожалению, ныне покойный, для которого строительство было делом всей его жизни, просто жил идеей возведения нового храма в райцентре. Он сумел доставить в церковный двор кирпич, из которого было построено здание старого храма в 1802 году, для фундамента церкви. Таким образом, связь времен не прервалась – кирпич, освященный в 19 веке, вновь оказался в церковной ограде. Добро победило зло…
Дом последнего священника, в котором он проживал до 20-х годов прошлого века, находился почти напротив храма. После сноса нижней стороны улицы Ленина (Армянки) с образованием Куйбышевского водохранилища, дом был разрушен, а до этого использовался как коммунальное жилье.
Первое известное кладбище в селе Богородское находилось на Мельничной горе (там была мельница) – ныне это площадь РайПО. Еще в конце 19 века после сильных ливней из Мельничной горы вымывались дубовые цельнодолбленные гробы (домовины). Потоками воды их сносило вниз по улице Сосновской (ныне Карла Маркса). Священников хоронили в церковной ограде.
Более позднее кладбище находилось на противоположной стороне Красного дола (сегодняшняя Южная околица) близко к берегу Волги. К сожалению, сегодня это место обваливается. На противоположной стороне Красного дола находилось и кладбище староверов, - оно было подальше от берега и его можно найти и сегодня…
Надо сказать, что священник действовал тогда весьма эффективно – он занимался не только окормлением (духовное наставничество, молитва. – Ред.) прихожан, но и производил активную идеологическую и профилактическую деятельность. Как рассказывала бабушка, когда мой прадед три раза пропустил церковную службу, то священник вызвал его с женой в церковь и провел соответствующую работу, - так жестко поговорил с ними, что даже «проработка» на бюро райкома партии показалась бы легкой беседой. Больше церковные службы прадед не пропускал…»
Продолжение следует
Фото Людмилы Сергеевой
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев