Волжские зори

Камско-Устьинский район

16+
Рус Тат
2024 - Гаилә елы
Из истории района

Богородское: исторические очерки (продолжение). Часть 39.

Мы знакомим читателей с историей нашего поселка Камское Устье - бывшего села Богородское. Воспоминания родных и близких Ивана Маховика – нашего постоянного читателя - его детские и юношеские воспоминания легли в основу написанных Иваном Петровичем исторических очерков, публикацию которых мы продолжаем.

Отец упорно отказывался покидать свою родину. В конце концов, он согласился: как-никак двое детей. Надо сказать, что у родителей брак официально зарегистрирован не был. Вот такие были в те времена нравы, вот такое оно было деревенское воспитание, вот такие были семьи. Это не позорный торгашеский брачный контракт, когда на первом месте стоят не дети, а проклятое  богатство и деньги…

И вот после окончания в школе первой четверти, мы приехали 8 ноября 1953 года к бабушке в Камское Устье. Я так подробно и, возможно, не слишком скромно расписал о себе и жизни в селе, где родился, только потому, чтобы читателям было понятно, откуда в ноябре 1953 года появился в Камском Устье этот упрямый заморыш.

Самое большое впечатление на меня произвело то, что местность, на которой расположено Камское Устье, была совершенно неровная: крутой спуск к Волге, кругом овраги и глинистая почва. Ничего этого я раньше не видел. После каникул мать отвела меня в семилетнюю школу возле озера. Попал в класс к Анастасии Михайловне Батуровой. Директором школы был Архип Павлович Архипов, он все еще ходил в фронтовой шинели и военной фуражке. Второе, что врезалось в память, это прощальные гудки пароходов. После 8 ноября они начинали уходить в затоны на зимовку и когда покидали Камское Устье, то дружно гудели «прощались с поселком».

 Ну, а третье, что меня поразило по приезду в Камское Устье – это неимоверная грязь в поселке, особенно осенью. На моей родине почва песчаная, поэтому грязи никогда не бывает, как не бывает и пыли. При этом очень высокая влажность. Кстати, там, где расположена Чернобыльская АЭС точно такая же почва и влажность. Поэтому радиоактивные выбросы после аварии выпали в почву, и они не поднимаются. Пришлось видеть в Белгородской области, как по проселочной дороге за автомобилем тянется километровый шлейф пыли. Если такая почва, как здесь, была бы  в Чернобыле, то на половине Европы и России в живых бы не осталось никого. Все бы погибло от радиоактивной пыли. Так что проектанты АЭС в свое время, видимо, просчитывали и самый худший вариант…

 В школу осенью мы ходили в сапогах. С собой непременно надо было иметь электрический фонарик, так как на улицах было темно, уличного освещения в те годы в поселке не имелось. Фонарики были разных марок. Главным достоинством фонарика были дальность электрического луча и его концентрация на одну точку. Все старались заиметь именно такой фонарик и, если это удавалось, то гордились неимоверно. В 1954 году мой двоюродный дядя Леонид Антонов приехал в отпуск из ГДР, где он проходил военную службу. Он подарил мне немецкий фонарик «Даймон» (Daimon). В те времена это был самый лучший фонарик. Мощеных улиц в поселке было совсем мало, для этого использовался булыжник. Центральная улица поселка имени Сталина (в настоящее время имени К. Маркса) была замощена булыжником от дома Федора Колчина (рядом с «керосиновым» озером) и до клуба. Затем она переходила в улицу Кооперативная, которая также была замощена до самого берега Волги. Уже упоминалось, что и сегодня частично эта булыжная дорога сохранилась. Полностью мощеной была улица Малый Кавказ (Гагарина) от площади Райпо и до перекрестка с улицей Коммунальная. От перекрестка с улицей Малый Кавказ и до дома Левагиных была замощена улица Комсомольская (Ленина), булыжником был замощен и спуск к «Святому колодцу» по улице Горького. Другие улицы поселка твердого покрытия не имели. Особенно непроходимой была улица Кирова, неслучайно до революции она называлась «Студенец», там всегда стояли огромные лужи.

Вспоминаю, что дороги мостили и ремонтировали почему-то пожилые люди из татарских деревень. Они сидели на земле и неспешно подгоняли, а затем забивали в песчаную подушку камни. Надо сказать, что делали они это профессионально, - середина дороги была немного выпуклой, к обочинам имелся небольшой уклон для стока воды. Вдоль обочин проходил небольшой желоб для стока воды, также вымощенный из камня. Песок и булыжник привозили на одной автомашине, которая принадлежала поселковому Совету. Грузоподъемность этого автомобиля была всего полторы тонны. Водителем на ней работал литовец по фамилии Юза, который проживал на улице Горького. И такое состояние дорог в поселке сохранилось аж до конца семидесятых годов прошлого века, когда началось их постепенное асфальтирование. Хорошо помню, что даже в восьмидесятые годы возле конторы любого предприятия либо организации стояли металлические корыта с водой для мытья сапог. Был очевидцем, как в те же годы прокурор района брал в дорожном участке трактор Т-150, садился за руль и ехал в село на раскрытие преступления, связанное с убийством.

А в начале и в середине пятидесятых годов все было намного хуже. Страна еще только поднималась после страшной разрушительной войны. В поселке еще были очереди за хлебом и сахаром. Родители с нетерпением ожидали снижения цен и уменьшения налогов. Карточную систему на продукты питания в СССР отменили еще в 1948 году. Между прочим, в Великобритании ее отменили только в 1955 году. И если цены снижались регулярно, то налоги оставались очень высокими, налогообложение касалось и скотины, и земли, и плодовых деревьев. Кроме этого, тяжким бременем на население падали государственные займы. Уклониться от этих займов было практически невозможно. Страна остро нуждалась в деньгах для  восстановления деревень, сел, городов, строительства новых заводов и фабрик, восстановления и реконструкции старых…

Продолжение следует

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: из истории района