Волжские зори

Камско-Устьинский район

16+
Рус Тат
2024 - Гаилә елы
Из истории района

Богородское: исторические очерки (продолжение) Часть 33

Мы продолжаем публикацию исторических очерков, написанных нашим постоянным читателем Иваном Петровичем Маховиком.

23 августа 1942 года немецкие самолеты обрушили на Сталинград такое количество авиабомб, какое никогда до этого не сбрасывали ни на один город. Сталинград превратился в руины. Мой  дядя попал в 64-ю армию, которой командовал генерал Михаил Шумилов. Эта армия защищала северную часть города, а его южную часть в районе Мамаева Кургана обороняла 62-я  армия под командованием легендарного Василия Чуйкова. Кстати, будущий маршал Советского Союза принимал участие в боях и на территории нашей республики.

Ранее уже отмечалось, что весной 1919 года 28-я «железная дивизия» под командованием Владимира Азина освободила Елабугу от колчаковских войск. Так вот, в этой дивизии уже тогда воевал Василий Иванович Чуйков. В 19 лет он уже был командиром полка. Дядя рассказывал, что особенно упорные бои проходили в окрестностях сел Ерзовка, Рынок, Луташиновка. Хорошо помню, что после смерти своей жены в 1992 году он полностью ослеп (последствие контузии 1944 года под Одессой) и проживал у меня, так вот, ночью во сне дядя часто выкрикивая названия этих сел. Хотя ему после Сталинграда довелось принимать участие в боях за освобождение Днепропетровской и Одесской областей, Австрии, Венгрии… Очевидно, что бои за Сталинград оставили самые большие впечатления в его памяти до самой смерти. Он рассказывал, что немцам удавалось в некоторых местах прорваться к Волге, но затем их вновь выбивали. Советские и германские войска несли огромные потери, но это был уже не 1941 год – никакого подавляющего превосходства у немцев больше не имелось. В первую очередь, погибали молодые, недостаточно обученные, а то и вовсе необученные солдаты и командиры.

Осенью дядя стал уже командиром отделения и получил свою первую награду. С двумя бойцами  своего отделения - Плюниным и Загидуллиным - они за три дня убили 28 немецких солдат. Этих двоих он вспоминал всю свою жизнь, как самых умелых и стойких. В городе шли уличные бои, которые зачастую переходили врукопашную. А между тем, осенью Ставка Верховного Главнокомандования начала подготовку плана по окружению и уничтожению группировки немецких, румынских и итальянских войск под Сталинградом. И этот план блестяще удался. Прорвав оборону румынских и немецких войск западнее Сталинграда, советские войска замкнули кольцо окружения, в котором оказалось огромное количество войск неприятеля. Несмотря на попытки прорвать кольцо окружения как извне, так и изнутри, оно неумолимо сжималось. Дядя рассказывал, что немецкие самолеты по ночам сбрасывали окруженным войскам боеприпасы, оружие, продовольствие. Все это зачастую попадало на территорию, занятую нашими войсками. Особенное впечатление производил хлеб. Он был так упакован, что оставался мягким и свежим даже через несколько дней. Попадались и шпроты, шоколад, кофе. Европа исправно кормила вермахт. Дядя никогда не говорил, что на фронте были перебои с питанием. Но таких деликатесов, как у немцев, они не видели. Советскую армию кормили женщины, старики, дети, которые сели за штурвалы комбайнов, тракторов и выходили на колхозные поля…

 Конечно, определенную помощь продовольствием оказывали американцы. Немецкие войска отступали к городу, где разгорались уличные бои. Немцев выбивали из руин и подвалов. Наконец настал час капитуляции. В плен сдалось почти 100 000 человек, тогда как в окружение их попало более 300 тысяч. Вот это и стало коренным переломом во второй Мировой войне.

Как-то во второй половине 90-х годов прошлого века мне попался в руки учебник истории для наших школьников, состряпанный, скорее всего, на деньги  небезызвестного миллиардера из США Джорджа Сороса. Так вот, в этом, с позволения сказать «учебнике» я прочитал, что перелом во второй Мировой войне наступил после «доблестной победы американских солдат» над японцами при освобождении какого-то островка в Тихом океане. С американской стороны в этом «грандиозном историческом сражении» участвовала величайшая армия аж в 3000 человек. Японцев, защищавших этот остров, было значительно меньше. Как-никак боевой дух самураев был выше, да и сражались они намного самоотверженнее и более умело…

Не могу не остановиться и на теме штрафных рот и батальонов. Цитирую документы: «Положение «О штрафных ротах действующей армии» от 26 сентября 1942 года»… Утверждено заместителем народного комиссара обороны, генералом армии Георгием Жуковым. «В пределах каждой армии создаются от 5 до 10 штрафных рот. В штрафные роты направляются бойцы на срок от 1 до 3 месяцев. Один месяц службы в штрафроте засчитывается за 6 месяцев при назначении пенсии. При ранении в бою они считаются отбывшими наказание полностью...» В этот же день принято «Положение о штрафных батальонах». Они находились в ведении фронтов. Создается от одного до 3-х батальонов. А теперь представьте, какое это, на самом деле, мизерное количество штрафных рот для армии и штрафных батальонов для фронта. Как известно, за все годы войны в Красную Армию было призвано 34,5 миллиона человек. А, по мнению известного историка и военачальника Махмута Гареева – кстати, нашего земляка – непосредственно через действующую армию прошло около 20 миллионов человек. Так вот, согласно архивным данным общая численность штрафников за все годы войны, начиная с 1942 года, составила 428 тысяч человек. То есть менее 2-х процентов. В 1942 году в штрафные роты и батальоны было направлено всего 24 993 человека…

В то же время, какое количество лжи и небылиц нагромождено на тему «Штрафбатов» в так называемой «литературе». Как всегда, «первой скрипкой» в этом оркестре является Александр Солженицын. Ему принадлежат слова: «Это был цемент фундамента Сталинградской победы – «штрафники»… А вот, как воевал, так и ответил ему прославленный полководец Василий Чуйков: «Среди бойцов-сталинградцев не было ни одного бойца-штрафника. От имени живых и погибших в бою сталинградцев, от имени их отцов и матерей, жен и детей я обвиняю вас – А. Солженицын – как бесчестного лжеца и клеветника на героев-сталинградцев, на нашу армию и на наш народ. Я уверен, что это обвинение будет поддержано всеми сталинградцами. Они все, как один, назовут вас лжецом и предателем…» (В.И. Чуйков, из письма А. Солженицыну «Опозорил имя свое»).

Ложь о штрафниках настолько оказалась ядовитой, что и сегодня с ней можно встретиться. Совсем недавно – где-то в апреле этого года – я смотрел телевизионную передачу «Легенды Советского сыска». Смотрел с удовольствием, поскольку имел некоторое косвенное отношение к материалам такого рода. Материалы уголовного дела, как правило, сопровождаются комментариями специалистов. И вот в одной из передач во время комментария к приговору прозвучало, что один из второстепенных участников преступной группы был отправлен в штрафной батальон. Штрафбаты были созданы лишь в 1942 году, а ведь речь идет о преступлении, совершенном в 1941 году в Москве. Вот так вполне добросовестные люди оказались в плену лживых стереотипов, которые особо усердно распространялись в стране в девяностые годы. К слову, мой дядя – участник боев за Сталинград – также никогда не упоминал ни о штрафных ротах, ни о штрафных батальонах…

А Камское Устье, как и вся страна, жило в условиях военного времени. На производстве, в сельском хозяйстве, в основном, работали женщины, подростки, старики, инвалиды. Так, наша соседка – Н. Абрамова – в годы войны работала в рыболовецкой артели. Женщины стали заменять ушедших на войну мужей, братьев, детей… В районной газете за 10 апреля этого года была опубликована статья Гульшат Шарафи «Трудовой подвиг Гульсум Каримуллиной». Невозможно без волнения читать об этой славной женщине. В 1941 году в 19 лет она села на трактор – и таких, как она, в районе оказалось 64 женщины. Молодость Гульсум выпала на суровые годы. И страшно, что проклятая война, вопреки святому женскому естеству, не позволила ей, как и многим тысячам и тысячам ее ровесниц, стать мужними женами и познать радость материнства. Они жили и трудились – «Все для фронта, все для Победы!»

Таким образом, если в 1940 году в Татарии доля женского труда в колхозном производстве составляла 54%, то в 1944 году – уже 80%. Не оставались в стороне в борьбе за Победу и дети…

 

Продолжение следует

 

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: из истории района Богородское