Волжские зори

Камско-Устьинский район

16+
Рус Тат
2024 - Гаилә елы
Из истории района

Богородское: исторические очерки (продолжение) Часть 29

Мы продолжаем публикацию исторических очерков, написанных нашим постоянным читателем Иваном Петровичем Маховиком.

Жизнь села, района, республики была неотделима от истории огромной страны.  Началась Великая Отечественная война, которая изменила судьбу нашего народа на многие годы.

Моего отца – Петра Ивановича Маховика - в Камском Устье поселили в доме Роннова Алексея по улице Коммунальная.  Сейчас этого дома уже нет, на его месте стоит новый кирпичный. Тогдашний председатель райисполкома Загит Булатов предложил отцу идти работать в бухгалтерию на завод имени 9 января или бойцом в ВОХР при нефтебазе. Учитывая свою малограмотность и то, что с 1938 года он служил в армии – поступил в ВОХР. Отец до самой смерти вспоминал самыми теплыми словами Булатова. Кстати, одна из его дочерей и сегодня проживает в Камском Устье. Начальником ВОХР в те годы работал Иван Васильевич Борисов, политруком – Тихонова, после замужества Линцева. Эта женщина обратила внимание на отца и его быстро направили на учебу в город Чкаловск Горьковской области, где за три месяца готовили младших командиров. После учебы отца назначили заместителем начальника по боевой и строевой подготовке бойцов…

Я хорошо помню эту замечательную женщину. Родом она была не из нашего района. В Камско-Устьинский ВОХР она была направлена из Казани политруком. После войны они с мужем – уроженцем этих мест  Петром Линцевым  -  переехали в Казань и проживали в поселке Дербышки. До самой смерти они дружили с моими родителями. Даже после смерти отца в 1972 году они приезжали к нам в гости. К большому стыду, в настоящее время не могу вспомнить имя этой женщины, хотя раньше помнил его хорошо. И отец, и мать всегда отзывались о ней теплыми словами…

Мать – Александру Федоровну Смирнову - в 1941 году на войну не взяли. Ее поздней осенью мобилизовали на строительство Казанского обвода. Работала в районе села Атряси Тетюшского района. Жили они вместе с Власевниной Ниной – будущей женой участника войны Маряшина Андрея Николаевича. Кто из читателей желает более подробно узнать о строительстве Казанского обвода, может обратиться к материалам, собранным и профессионально обработанным Виталием Юмановым и опубликованным в районной газете.

 Бабушку также отправили в Спасский район в село Щербеть строить аэродром. Хотя ей шел 52-й год, и она могла отказаться. Два старших ее сына были на войне, дочь рыла окопы, а дома оставался только больной младший сын, за которым требовался уход… Это к вопросу об ответственности, об отношении к войне.

В конце зимы 1942 года мать возвратилась со строительства обвода. Но уже ранней весной ее призвали в армию. Сначала призвали во флот, однако затем забраковали из-за роста и отправили служить в зенитную артиллерию. Попала она в начале лета под Воронеж. Потерпев поражение под Москвой зимой 1941 года, немцы весной 1942 года, разгромив наши войска под Харьковом, устремились к Волге и Сталинграду. Под Воронежем разгорелись жестокие бои. Мать рассказывала, что их батарея стояла на защите элеватора. Она рассказывала, что ее определили служить телефонисткой, однако телефонный коммутатор она и в глаза не видела. Было приказано подавать снаряды к зенитным орудиям, а были они достаточно тяжелые. Маму все время поражала немецкая педантичность. Самолеты прилетали бомбить наши позиции всегда в одно и тоже время – господство немцев в воздухе было подавляющим. И, тем не менее, за день удавалось сбивать по несколько вражеских самолетов. Когда это происходило, то все бежали ловить немецких летчиков. Она рассказывала, что когда летчиков привозили на батарею, то всех поражала их красивая форма, но особенно удивляло высокомерие и презрительное отношение немцев к нашим солдатам. Они еще не знали слов «Гитлер капут» -  этому они научатся позднее. Сердце разрывалось от боли, когда видели, как горели уже созревшие хлеба.  Воронеж горел днём и ночью. И всё-таки немцы захватили город и устремились к Сталинграду. Батарея, в которой служила моя мать, оказалась в окружении. Она вспоминала всю жизнь, как пожилой старшина посадил и расчетливо разместил 26 женщин в кузов автомашины и приказал водителю самостоятельно прорываться из окружения.  До того, как противник сомкнул кольцо окружения, они успели вырваться в направлении города Борисоглебска.  Как сложилась судьба у оставшихся в окружении бойцов батареи, - она не знала. Кстати, в тот же самый день, когда мама оказалось в Борисоглебске, там же находился её родной брат. Его после годичной учёбы в Суслонгере  направили на защиту Сталинграда. Но об этом они узнали гораздо позднее. Когда мама и ее брат добрались до Казани, их отправили по своим районом в ожидании формирования новых частей. Как мама – Александра Федоровна – рассказывала, из района она была не одна. Вместе с ней были на войне ещё две девушки. Одна по фамилии Вейман была из села Кирельское (точнее, из совхоза), а вторая Шишарина, с которой, после возвращения с войны, мама работала в ВОХР. В военкомате ей не позволили сидеть дома ни одного дня и сразу же направили служить в ВОХР до следующего призыва в армию. Однако, следующего призыва так и не случилось. Я уже упоминал, что второй брат матери - Смирнов Павел Федорович в 1941 году - после окончания Севастопольского военно-морского училища - был направлен на Балтику, где воевал до конца войны, был командиром минного тральщика.

Старший брат - Смирнов Александр Федорович - был призван в армию в июле 1941 года, однако на фронт он не попал. Его направили учиться в посёлок Суслонгер в Марийской АССР и определили в группу саперов. Таким образом, мои отец и мать на войне были совсем недолго. Отцу со своей воинской частью пришлось отступать с самого начала войны. Мать также чудом избежала окружения, а, следовательно, и плена…

 Встает вопрос: «Почему так неудачно началась война для СССР?» Для поднятия патриотизма народу внушалась мысль, что в случае войны Красная Армия разгромит врага на границе, а затем будет его добивать на его собственной – вражеской – территории…

Однако всё получилось по-другому. Вот что говорит на этот счёт бывший заместитель начальника генштаба России Леонид Ивашов: «Германские вооруженные силы к лету 1941 года являли собой лучшую в мире военную организацию -  дисциплинированную и обученную на основе самого современного военного искусства, оснащенную самым эффективным оружием и военной техникой, руководимую  военными профессионалами самого высокого мирового уровня…» Необходимо отметить, что к началу войны военное производство в Германии по сравнению с 1932  годом возросло в 10 раз. Начиная с 1939 года, фашистская Германия поставила на свою службу почти всю промышленность Европы. Только трофейными автомашинами - в основном французскими - в 1941 году было обеспечено 90 дивизий Вермахта, то есть половина. И в июне 1941 года более 6,5 тысяч промышленных предприятий Европы выполняли заказы для Вермахта. Да к тому же использовали и свою рабочую силу. Только во Франции немцы обнаружили и захватили военные запасы, достаточные для обеспечения войны против СССР. Полученные с этой страны оккупационные расходы давали  возможность немцам содержать армию аж в 18 млн человек -  то есть в два раза больше, чем было им необходимо.  Конечно, это позволило резко поднять жизненный уровень немецкого населения и патриотизм. После принятия Гитлером 31 июля 1940 года решения о нападении на СССР, разработанная программа вооружения предусматривала оснащение всем необходимым 190 дивизий. Только из оккупированной Франции немцы вывезли в Германию 5000 паровозов и 250 000 вагонов, 5000 танков и 3000 самолётов. Чехословацкие заводы «Шкода» исправно производили новейшее оружие, достаточное для вооружения 40-45 дивизий. Кроме немецких автомобильных заводов в других странах Европы выпускались еще 600 000 автомобилей в год для германской армии. Только поляков работало добровольно более 1 млн человек. Ни одна страна Европы к 1941 году не могла уклониться от работы на Германию. На немцев работало 3 млн иностранных рабочих. Некоторые страны были оккупированными, некоторые были союзниками…

Но самую подлую  политику вели  так называемые «нейтральные страны» вроде Швейцарии и Швеции. Если первая надежно обеспечивала отмывание и хранение денег и сокровищ, награбленных немцами, то вторая всю свою экономику поставила на службу фашистской Германии. Достаточно сказать, что металлургическая промышленность Германии на треть обеспечивалась сырьем из Швеции. А теперь можно сказать, кто же, кроме немцев, в 1941 году отправился воевать с СССР, кто пришел грабить нашу страну, убивать наших отцов и матерей. Большинство стран, чьи сыны воевали против СССР, тщательно скрывают количество своих солдат…

Продолжение следует

На фото: Петр Иванович Маховик (слева) 1938 год. Александра Смирнова ( внижнем ряду) вместе с подругами). 1939 год. Фото из личного архива автора.

 

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: #КамскоУстьинскийрайон из истории района Богородское