Богородское: исторические очерки (продолжение) Часть 24
Мы знакомим читателей с историей нашего поселка Камское Устье - бывшего села Богородское. Воспоминания родных и близких Ивана Маховика – нашего постоянного читателя - его детские и юношеские воспоминания легли в основу написанных Иваном Петровичем исторических очерков, публикацию которых, с его разрешения, мы продолжаем.
Буквально за несколько дней до начала войны рассматриваются уголовные дела за потравы колхозных посевов частным скотом. Интересно, что даже райисполком принимает решения, за неисполнение которых предусматривается административная ответственность. Так, 2 февраля 1937 года Президиум Камско-Устьинского РИК в целях охраны общественного порядка и личной безопасности граждан принял Постановление о «воспрепятствовании появления граждан, находящихся в явно пьяном состоянии и нарушающим порядок в местах общественного пользования, как то: на улицах, пристанях, в клубах, учреждениях и увеселительных местах, предприятиях и столовых». Во втором пункте Постановления указывалось, что люди, находящиеся в состоянии опьянения в указанных выше местах и нарушающие общественный порядок, и спокойствие, подвергаются изоляции в специально устроенные вытрезвители. Так что и в нашем поселке было такое вот нужное учреждение. Кроме этого, виновные подвергались административной ответственности в виде штрафа на сумму 100 рублей либо принудительным работам сроком на 1 месяц. При этом райисполком беспокоился не только о соблюдении общественного порядка, но и о других сторонах жизнедеятельности, казалось бы, незначительных, но так необходимых населению. Так, осенью 1938 года Камско-Устьинский РИК в своем Постановлении обязывает правление колхоза «Совместный труд» устроить переправу через реку Волга от улицы Комсомольской (ныне улица Ленина), а в других местах переправы запретить. При этом устанавливается круглосуточное дежурство, которое должно было вести ОСВОД (общество спасания на водах — советская добровольная массовая общественная организация, имеющая целью охрану жизни и здоровья людей на водоемах. – Ред.). Одновременно обязывалось устройство прорубей во льду для мойки белья, оборудованных решетками. Над прорубями устанавливались будки. За неисполнение данного Постановления предусматривался штраф в размере 100 рублей либо принудительные работы сроком на 1 месяц. Жаль, что сегодняшняя администрация района в плане законотворчества связана по рукам и ногам – местное самоуправление должно быть реальным, а не декоративным…
А между тем страна готовилась к войне. 1 мая 1940 года 100 человек – работников пристани – изучают военное дело. Кроме военного, изучаются санитарное и пожарное дела. Необходимо было получить значок НВХО. Райисполком, РК ВКП(б) требуют большего внимания к оборонной работе. Люди по 45 минут работают в противогазах. Для населения проводятся лекции и демонстрируются фильмы по обороне. В районе работают 50 организаций «Осоавиахима» (общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству. – Ред.). Созданы кружки ворошиловских стрелков и гранатометчиков. Для призыва в армию необходимо было заслужить значки по обороне. Интересно, что больше всего таких значков получил житель Камского Устья Николай Малафеев – у него их было четыре. Хорошо помню этого человека, его дом находился по улице Калинина, а последние годы он проживал в городе Пермь. В конце восьмидесятых годов он продал свой дом районному Управлению сельского хозяйства. Дом разобрали, и на его месте собирались строить новое здание. Однако, после девяностых строительство заморозили, а затем и вовсе отменили. В результате, Николай Иванович был вынужден обратиться за помощью, чтобы получить оплату за проданный дом. В настоящее время на этом месте находится другое здание…
Население поселка учится строить простейшие укрытия от авиабомб. Работники пристани за Волгой раскапывают землю для посадки картофеля и овощей. Одновременно ужесточается наказание за спекуляцию – за это преступление грозило от 8 до 10 лет лишения свободы. Знал одну женщину, проживавшую по улице Сталина (ныне К. Маркса), которая за спекуляцию лавровым листом получила весьма немалый срок лишения свободы…
Дела в колхозе «Совместный труд» шли неважно. На все критические замечания тогдашний председатель колхоза Дмитрий Казаков отвечал, что не хватает людей. И это было правдой. Кстати. Дом, в котором проживал Казаков сохранился и поныне, хотя в нем никто и не проживает. Только в 1940 году дойное стадо в колхозе уменьшилось на 28 голов. Началась кража лошадей. Сады, которые ранее приносили основную прибыль, оставались без ухода, без ограждения, дичали. 13 июля 1940 года бюро райкома ВКП(б) объявило выговор Дмитрию Казакову за упущения в работе. Так, 27 июля 1940 года районная газета «Красное знамя» отмечала, что жены колхозников не работают, продают на базаре малину, вишню, заготавливают сено, злоупотребляя правами колхозников. Так, среди восьми членов правления колхоза только у одного из них жена работала в колхозе. В итоге 27 октября 1940 года к наказанию в виде лишения свободы были осуждены председатель колхоза «Совместный труд» Дмитрий Казаков и бригадир Матросов. Конечно, они были виновны в бесхозяйственности, однако, на всякий случай, их обвинили еще и в более тяжком преступлении. Новым председателем колхоза избирается Чуридаев, а в 1942 году его сменяет Малышев.
До 1941 года начальником пристани работает Бушуев, а с 1941 года – С.Е. Митрошин. В 1940 году 10 классов в Камско-Устьинской средней школе уже окончили 21 ученик, причем четверо их них – на отлично. И вот в районной газете от 22 июня 1941 года – только вдумайтесь, 22 июня 1941 года – когда немецкие самолеты уже бомбили наши города, завуч школы Григорий Батуров делится планами на лето 1941 года. Он пишет, что в июле или августе 1941 года школа пошлет лучших учащихся в Москву на ВСХВ – всесоюзную выставку сельского хозяйства (позднее она стала называться ВДНХ – выставка достижений народного хозяйства, а сегодня, к сожалению, никак…) Планировались лодочные походы до Теньков, Неревалоки (пристань на левой стороне Волги, примерно, напротив деревни Заовражные Каратаи) на 2-3 дня, экскурсии на ферму сельскохозяйственного института в Казани, прогулки в бор, на луга, гору Лобач, нефтебуровую вышку, штольни. Кстати, Г.Н. Батуров учил еще мою мать, учил меня и мою сестру. Учила меня и его жена Анастасия Михайловна. Полагаю, что в Камском Устье проживает немало людей, которых учила и их дочь - Галина Григорьевна. Не случайно использую слово «учила», потому что эти замечательные учителя воспитывали нас: учили жить по-человечески, учили доброте, состраданию, честности, порядочности, патриотизму. Становиться горько и обидно, когда слышишь, как сегодня учителя унижают, навешивая рыночно-базарный ярлык: оказание услуг. В 2018 году я предложил дать Камскоустьинской школе имя замечательной династии Батуровых. Однако, к глубокому сожалению, встретил глупое непонимание. Как мне пояснили, в нынешнем коллективе школы мало кто знает своих знаменитых предшественников. Очевидно, я ошибался и искренне жаль, что такой немаловажный в воспитательном плане вопрос решается людьми, незаинтересованными в историческом прошлом поселка. Это небольшое отступление, наверное, опять придется списать на старческое брюзжание и скверный характер…
Вот в такой обстановке наш поселок и жил в предвоенные годы. С одной стороны, готовились к войне, к защите Родины, а с другой – мечтали о мирной жизни, счастливом будущем, верили в лучшее.
Надо сказать, что руководство страны делало все возможное для сохранения мира, хотя и понимало, что война неизбежна. Конечно, это понимание пришло задолго до 1941 года. Акт о капитуляции Германии, который в 1918 году подписали маршал Фердинанд Фош (французский военачальник времен Первой мировой войны. – Ред.) от имени Антанты и фельдмаршал Пауль Гинденбург (немецкий военный и политический деятель, видный командующий Первой мировой войны. – Ред.) в Компьенском лесу под Парижем долгого мира не гарантировал. США после войны вышли с огромными прибылями и стали самым мощным государством в мире.
Германия жаждала реванша и никогда не соглашалась с результатами войны. На Германию были наложены существенные ограничения в плане производства тяжелых вооружений, авиации, флота. К тому же она обязана была выплачивать большие денежные репарации в пользу Франции и Великобритании. В свою очередь последние всеми силами старались сохранить свои колониальные империи, защитить их от посягательств других хищников. Все вновь готовились к войне и к переделу мира. На Дальнем Востоке стремилась создать колониальную империю Япония. Захватив части Китая, она стала пограничным государством с Советским Союзом по реке Амур. Японцы вели в отношении СССР крайне агрессивную политику. Как рассказывал отец, он после призыва в армию в 1938 году попал на Дальний Восток и прослужил там до 1939 года, когда воинская часть была переброшена на Украину. Граница в те времена проходила посередине реки Амур. По правой стороне реки ходили суда японцев, а по левой - суда СССР. Почти каждую ночь их поднимали по тревоге: приходилось вылавливать японских диверсантов. Отец рассказывал, что хотя японцы ростом были ниже наших солдат, но отличались физической силой и очень быстро бегали. Было понятно, что это были специально подготовленные люди. Имели место и боевые стычки более крупного масштаба. Наиболее крупные столкновения произошли в районе озера Хасан и на реке Халхин-Гол…
Продолжение следует
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев