Волжские зори

Камско-Устьинский район

16+
Рус Тат
2024 - Гаилә елы
Из истории района

Богородское: исторические очерки (продолжение) Часть 20

Мы продолжаем знакомить читателей с историей нашего поселка Камское Устье - бывшего села Богородское.

Воспоминания родных и близких нашего постоянного читателя - его детские и юношеские воспоминания легли в основу написанных Иваном Петровичем исторических очерков, публикацию которых, с его разрешения, мы продолжаем. Также редакция нашей газеты обращается к жителям, уроженцам Камского Устья, района, к нашим землякам, чтобы они, по возможности, поделились своими фото- и другими материалами, касающимися истории нашего поселка, для последующих публикаций…

Возникает вопрос, почему пик репрессий пришелся на 1937 год. Начались они раньше – после убийства в декабре 1934 года одного из руководителей партии большевиков Сергея Мироновича Кирова (настоящая фамилия Костриков— русский революционер, советский государственный и политический деятель. 1 декабря 1934 года был убит Леонидом Николаевым. – Ред.). Второй причиной послужила новая Конституция 1936 года, вернее - внутрипартийная борьба, развернувшаяся при обсуждении проекта Конституции СССР. После убийства Кирова руководство страны во главе с И.В. Сталиным находилось в Ленинграде. В это время секретарь Центрального Исполнительного Комитета СССР Авель Енукидзе наспех подготовил изменения в Уголовно-процессуальное законодательство. Постановление ЦИК СССР об «ускоренном производстве» по «политическим» делам предусматривало ускоренное проведение следственных действий по делам террористических организаций и террористических актов против работников Советской власти – в срок не более 10 дней, ускоренное вручение обвинительных заключений по этим делам, рассмотрение этих дел без участия сторон, запрет на кассационное обжалование приговоров, немедленное приведение в исполнение приговоров в отношении осужденных к ВМН – расстрелу. Фактически эти изменения не обсуждались ни в ЦИК СССР, ни в ЦК ВКП(б). Пик репрессий пришелся на 1937 год…

После смерти С.М. Кирова также начались чистки в партии. Негативную роль в этом сыграло и закрытое письмо И.В. Сталина в ЦК ВКП(б) «Уроки событий, связанных со злодейским убийством тов. Кирова» от 18 января 1935 года.  Несомненно, это письмо было вызвано вскрывшимися грубыми недостатками в деятельности работников НКВД Ленинграда, их недостаточно активной борьбой с врагами Советской власти. В письме было много эмоций, справедливого возмущения, но явно недостаточно оказалось объективных фактов.  С большой натяжкой делались выводы о якобы имеющихся связях ленинградской оппозиции с бывшими белогвардейцами и даже иностранными разведками. По всей стране начались партийные чистки. За короткий период из партии большевиков было исключено около 300 тысяч членов. В то время на квартире у моей бабушки вместе с семьей проживал Степан Егорович Митрошин. Он занимал в парткоме пристани руководящую должность – во всяком случае, на 1 января 1940 года он был еще начальником пристани. Так вот, он часто с работы приходил взволнованным и испуганно рассказывал, что проходило районное собрание, на котором могли исключить из партии, что проводились партийные чистки. А исключение из партии в те годы, соответственно, влекло за собой неблагоприятные последствия. Вся эта кампания по чистке партийных рядов проходила под лозунгами «бдительности» и «разоблачения скрытых врагов». И только к концу 1936 года партийные чистки стали сходить на нет. К этому времени стали возвращаться домой высланные бывшие кулаки.  Сменилось и руководство НКВД (народный комиссариат внутренних дел СССР (НКВД) объединил в себе структуры, отвечающие за различные сферы жизнедеятельности общества: от внешней разведки и охраны государственной границы до борьбы с пожарами и регулирования дорожного хозяйства. – Ред.). На место Генриха Ягоды (первый народный комиссар внутренних дел СССР. – Ред.) пришел Николай Ежов. По воспоминаниям современников он во время работы в органах партийного контроля отличался необыкновенной работоспособностью и принципиальностью. Был единственным из выступающих на XVII съезде партии, кто ни разу не произнес здравицу в честь Сталина и даже не упомянул его фамилии. Многие в стране надеялись на улучшение внутриполитической обстановки и на снижение градуса напряженности. К сожалению, этим надеждам не суждено было сбыться. Самое страшное было еще впереди…

Тем не менее, страна успешно развивалась: быстрыми темпами росло промышленное производство. СССР стал второй страной в мире по абсолютным размерам производства. Во второй пятилетке было построено 4500 крупных промышленных предприятий. В результате механизации сельского хозяйства значительно выросла урожайность зерновых, картофеля, хлопка, сахарной свеклы, улучшилось материальное положение населения страны. Все это должно было найти отражение в новой Конституции СССР. Ее обсуждение началось в 1935 году, для этого было опубликовано 100 млн экземпляров проекта. Острая борьба развернулась между руководством страны во главе со Сталиным и региональными партийными лидерами. Если первая сторона настаивала на снятии всех былых ограничений на участие в выборах бывших кулаков, служителей религиозного культа, бывших белогвардейцев, то вторые были категорически против такого решения. Многие руководители, занимавшие высокие посты в партии и в государственных органах, откровенно боялись проиграть на выборах в Верховный Совет СССР, которые должны были проводиться уже по новой системе (Верховный Совет СССР - высший орган государственной власти в 1938—1989 годах, высший представительный и законодательный орган СССР, действовавший в период с 1938 по 1991 годы. – Ред.). Они не хотели даже слышать об альтернативных выборах. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что на 1 мая 1937 года был назначен военный переворот. Он не состоялся лишь потому, что руководитель переворота маршал Михаил Тухачевский (военный деятель, военачальник РККА времен Гражданской войны, военный теоретик, маршал Советского Союза (1935). Расстрелян в 1937 году по «делу антисоветской троцкистской военной организации», реабилитирован в 1957 году. - Ред.) отправился в составе советской делегации на церемонию коронации нового монарха Великобритании. Дата переворота была отложена на более поздний срок, но к этому времени заговорщики уже были арестованы. В СССР планировалось установить военную диктатуру: всем были хорошо известны «бонапартистские» амбиции Тухачевского…

Все эти события позволили многим членам ЦК ВКП(б), а также секретарям обкомов и крайкомов, союзных республик требовать от руководства страны самых жестких мер в отношении внутренних врагов. Хотя за этими требованиями, в первую очередь, скрывался страх потерять свои должности. Не успел завершиться июньский Пленум ЦК партии 1937 года, посвященный обсуждению попытки государственного переворота со стороны военных, как на имя И.В. Сталина поступила записка от кандидата в члены Политбюро, секретаря Западно-Симбирского крайкома ВКП(б) Роберта Эйхе (советский государственный и партийный деятель, революционер. Один из организаторов репрессий. Входил в состав особой тройки НКВД СССР. – Ред.). В своей записке он утверждал, что в Западной Сибири имеется большая группа врагов, которая готовиться начать борьбу за власть во время предстоящих выборов. Роберт Эйхе требовал создания троек для вынесения приговоров, принятия репрессивных мер, в том числе и расстрелов, в отношении десятков тысяч людей. А вскоре за Эйхе с такими же требованиями выступили и другие секретари крайкомов и обкомов. Они утверждали, что на территории СССР на свободе находится немало врагов, которые могут воспользоваться выборами в Верховный Совет СССР для свержения Советской власти. Так, Роберт Эйхе требовал дать согласие на расстрел 10800 человек, не считая тех, кого они собирались отправить в ссылку, в лагеря…

Не отставал от Роберта Эйхе и Никита Хрущев – будущий разоблачитель беззаконных репрессий. Никита Сергеевич настаивал на расстреле либо высылке 41305 жителей Московской области. За время его пребывания на должности секретаря МК и МГК партии (с 1934 года являлся 1-м секретарем Московского городского комитета (МГК), а с 1935 года одновременно занимал должность и 1-го секретаря Московского областного комитета (МК) - по февраль 1938 года. - Ред.) после начала репрессий в Московском горкоме из 38 руководителей высшего ранга уцелело только трое. Из 146 партийных секретарей других городов и районов Московской области 136 были репрессированы. Из 63 членов Московского партийного комитета исчезло 45 человек. Такая же картина и по Московской области…

Приведу одну выдержку из жалобы Никиты Хрущева И.В.Сталину на Николая Ежова (народный комиссар внутренних дел СССР в 1936—1938 г.г. – Ред.): «Дорогой Иосиф Виссарионович! Украина (а Хрущев в этот момент уже был на Украине. – Авт.) ежемесячно посылает 17-18 тысяч репрессированных. А Москва утверждает – не более 2-3 тысяч. Прошу принять срочные меры. Любящий Вас Н. Хрущев» … На это письмо Сталин наложил резолюцию: «Уймись, дурак!».

Не меньшей кровожадностью отличался и Павел Постышев - руководитель коммунистической партии Украины до Никиты Хрущева.  Необходимо отметить, что и Роберт Эйхе, и Павел Постышев, как и многие другие беспощадные партийные руководители того времени, сами сложили головы на плахе порожденных ими репрессий. Хрущеву повезло больше – он оказался более изворотлив, сумел уцелеть и даже подло отомстить уже умершему «дорогому Иосифу Виссарионовичу» на двадцатом съезде партии в 1956 году…

Продолжение следует

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: #КамскоУстьинскийрайон из истории района