Волжские зори

Камско-Устьинский район

16+
Рус Тат
2024 - Гаилә елы
Из истории района

Богородское: исторические очерки (продолжение) Часть 17

Мы знакомим читателей с историей нашего поселка Камское Устье - бывшего села Богородское. Воспоминания родных и близких Ивана Маховика – нашего постоянного читателя - его детские и юношеские воспоминания легли в основу написанных Иваном Петровичем исторических очерков, публикацию которых, с его разрешения, мы продолжаем. Также редакция нашей газеты обращается к жителям, уроженцам Камского Устья, района, к нашим землякам, чтобы они, по возможности, поделились своими фото- и другими материалами, касающимися истории нашего поселка, для последующих публикаций…

Мой отец вспоминал, что он был одним из последних жителей села, которые упорно отказывались «коллективизироваться». Оставшись в 15 лет круглым сиротой – сестра была на три года его моложе – он к 1932 году имел несколько гектаров земли в своем селе. Купил еще 6 гектаров отличного чернозема в селе Киселевка в соседнем Менском районе. Кроме земли имелось еще и две лошади. Зимой работал на сахарном заводе в районном центре Корюковка.  Будучи молодым, отец наивно полагал, что если он останется единоличником, то сможет разбогатеть и стать деревенским кулаком. Увы, жизнь расставила все по своим местам. Продавать и скупать землю вскоре запретили, волки загрызли одну лошадь… Тем не менее, он продолжал упорствовать, хотя тогда ему не исполнилось еще и 20-ти лет. Председатель сельского Совета и глава колхоза оказались людьми сообразительными. Под благовидным предлогом они пригласили его в сельский Совет, и во время беседы о вступлении в колхоз как-бы невзначай поинтересовались: «А кто тебе сшил такие красивые хромовые сапоги?». Надо сказать, что в тамошних краях – на моей родине -  в кожаных сапогах ходят круглый год, как мужчины, так и женщины. Из-за большой влажности и сильной росы в другой обуви ходить было просто невозможно. Поэтому хорошие кожаные сапоги у местных жителей являются предметом особой гордости. А отец как раз готовился на свадьбу родственницы в соседнее село и, как водится, был в новых сапогах. Он не без гордости даже снял сапоги, чтобы показать из какого товара они сшиты. Председатель сельсовета, посмотрев и похвалив их, неожиданно повесил сапоги на гвоздь, на котором находился портрет Сталина.  Отец вначале опешил, но не рискнул снять сапоги, резонно полагая, что это может быть расценено, как оскорбление вождя, а там и до уголовного дела недалеко. В это время колхозный голова, как-бы между делом, пододвигал лист бумаги с ручкой, уговаривая написать заявление о вступлении в колхоз. Вот так он и стал колхозником. Тем не менее, его упрямство имело последствия: его долго не брали в армию, считая неблагонадежным. Призвали лишь в 1938 году, когда отцу исполнилось уже 24 года. Определенную роль в этом, конечно же, сыграл и тот факт, что его отец, а мой дед, в 1914 году ушел на войну рядовым. В 1917 году уже стал офицером и был награжден георгиевским крестом. А получить офицерское звание выходец из крестьянской семьи в ту пору мог только за храбрость и героизм. Во время знаменитого Брусиловского прорыва в Австро-Венгрии его тяжело ранило, и он скончался в харьковском госпитале в 1917 году. К тому же дед отца был раскулачен…

В общем, несмотря на такие особенности, коллективизация в сельском хозяйстве продолжалась. Благодаря созданию МТС на колхозных полях появились трактора и другая сельскохозяйственная техника. Все больше использовались новые сорта зерновых и новые сельскохозяйственные культуры. Все это позволило повысить урожайность зерновых, и в 1934 году в СССР были отменены продуктовые карточки.

А в Камском Устье жизнь текла своим чередом. Весной коров и телят на пароме перевозили на остров в устье Камы, который так и назывался «Телятник». Два раза в день туда ездили доить коров. Хорошо помню эти два парома, которые стояли на берегу примерно в пятидесяти метрах ниже нынешнего причала. В 1957 году остовы этих паромов остались под водой. Основными отраслями в колхозе были животноводство и садоводство. Кормов в заливных лугах по левой стороне Волги было в достатке. Траву косили летом, сушили и сметывали в стога, а зимой возили на колхозные фермы. В 1953-1957 годах ежедневно мимо нашего дома провозили не менее тридцати возов сена с лугов на фермы. Второе направление колхозной деятельности было садоводство. Все сады, которые были отобраны у раскулаченных сельчан, перешли в колхоз. Была создана садоводческая бригада, которую возглавлял Дорофеев.  В 2016 году в приложении к газете «Советская Россия» были опубликованы воспоминания великого преобразователя природы Ивана Мичурина (русский биолог и селекционер, автор многих сортов плодово-ягодных культур. – Ред.) В 1934 году он рассказывает о внедрении новых сортов плодовых насаждений по всей стране. В частности, он указывает, что выведенный им сорт груши-бергамота выращивается в Камско-Устьинском районе Татарской АССР. Следовательно, кто-то из садоводческой бригады «Совместный труд» ездил в город Козлов (с 1932 года это Мичуринск) Тамбовской области и привез от Ивана Владимировича саженцы груши-бергамота. Мне так и не удалось установить кто это был. Возможно, кто-то из нашей читательской аудитории владеет этой информацией. Вспоминаю, что в школьные годы такие груши выращивались в хозяйствах Дорофеевых по улице Колхозная, Ивана Михайловича Шугаева по улице Ленина, Михаила Ивановича Левагина по улице Маяковского, Петра Григорьевича Сафонова по улице Коммунальная. Кстати, следует отметить, что таких груш не было в других районах Татарстана.  Все помнят круглые, краснобокие и отменно сладкие груши, которыми по праву гордился наш район. И только со временем в связи с изменением климата в худшую сторону деревья груши-бергамота стали погибать. Следует добавить, в селе почти не знали и помидоров. Их семена первоначально завезли в колхоз, а затем уже помидоры распространились по всему селу. Еще в шестидесятые-восьмидесятые годы местные торговки помидорами активно конкурировали на колхозном рынке Казани с продавцами помидоров из села Шеланга Верхнеуслонского района. Интересно, что по данным Татсоюза в те же годы 95% вишни, которые закупались потребительскими обществами были из Камско-Устьинского района.  Примерно такая же картина в отношении яблок. Вспоминаю, как в конце июля – середине августа, вечером, до прихода парохода, следующего в Казань, вся пристань была уставлена корзинами со сливой. Кроме этого, и днем немало фруктов увозили на «Ракетах» и «Метеорах». Знал одного человека, который умудрялся аж по два раза за день ездить в Казань с продажей вишни. Некоторые местные жители за сезон от продажи вишни могли накопить на половину автомобиля «Жигули». К сожалению, «светлое будущее» экологически чистых продуктов осталось в прошлом – им на смену пришли пластмассовые помидоры, огурцы, перцы, яблоки и так далее… Самое печальное, что наши дети отказываются от натуральных домашних фруктовых соков, овощей и фруктов в пользу продуктов из супермаркета, напичканных вкусовыми добавками, вызывающими пищевое привыкание и зависимость.  Недаром британский министр международной торговли Лиам Фокс в 2017 году заявил, что в страны Восточной Европы поставляются продукты более низкого качества. Когда зачастую сегодняшним школьникам на обед подают обычные котлеты, то они отказываются их есть. Но если на следующий раз их назовут, например, «бургеры», то скорее всего их будут уплетать за обе щеки.   Таким образом, вездесущая реклама нездорового питания, безграмотность родителей формируют «туземную» культуру потребления, а общество удивляется росту аллергических заболеваний…

Надо откровенно заметить, что колхоз в таком поселке, как Камское Устье, был заведомо обречен на распад. Рядом пристань со всеми сопутствующими объектами, транспортом и с вполне приличной зарплатой, где постоянно требовались рабочие руки. Кто первоначально вступил в колхоз, со временем уходил и устраивался работать на речной транспорт. Единственно, что в какой-то степени удерживало людей в колхозе – это земельные участки. Согласно действующего тогда законодательства, просуществовавшего до девяностых годов прошлого столетия, вся земля в поселке считалась колхозной. Неслучайно колхозники имели земельные участки с домами по 25 соток, остальные же жители могли иметь не более 15 соток, а в большинстве своем - и того меньше. На нашей улице Ленина земельные участки по 25 соток были у членов колхоза Шугаева Андрея Михайловича, Шугаева Ивана Михайловича, Власова Дмитрия, Матросова Кузьмы. Моя бабушка, хотя и была колхозницей, но имела земельный участок всего в двенадцать соток. И все равно люди уходили из колхоза. Если изначально люди работали в коллективном хозяйстве самоотверженно и старательно, то к середине тридцатых годов их энтузиазм стал угасать. Так в 1935 году из колхоза вышла и моя бабушка. Она не смогла в установленный срок закрыть налог по мясопоставке согласно действовавшего закона о мясопоставках. Местные власти принудительно в счет налога забрали овцу-старицу. Понимая, что без старицы овцам будет трудно приходить домой, бабушка просила подождать хотя бы месяц, чтобы сдать двух молодых баранов. Но руководство было неумолимо. В итоге она вышла из колхоза и ушла работать на строительство заготзерна. Поэтому крайне фальшиво звучат сентенции некоторых политологов о том, что при вступлении в колхоз люди обязаны были сдавать всю скотину, инвентарь и что запрещалось выходить из колхоза. В Камском Устье такого не было, и даже запоздалое решение правительства ограничить выдачу паспортов жителям села ни к чему не привело – колхозы в районе исчезали, а вслед за ними исчезали и села…

Продолжение следует

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: из истории района 100 лет ТАССР