Волжские зори

Камско-Устьинский район

16+
Рус Тат
2024 - Гаилә елы
Из истории района

Богородское: исторические очерки (продолжение) Часть 16

Мы знакомим читателей с историей нашего поселка Камское Устье - бывшего села Богородское. Воспоминания родных и близких Ивана Маховика – нашего постоянного читателя - его детские и юношеские воспоминания легли в основу написанных Иваном Петровичем исторических очерков, публикацию которых, с его разрешения, мы продолжаем. Также редакция нашей газеты обращается к жителям, уроженцам Камского Устья, района, к нашим землякам, чтобы они, по возможности, поделились своими фото- и другими материалами, касающимися истории нашего поселка, для последующих публикаций…

В то же время нельзя не отметить, что в 1930 году в отношении многих людей дела прекращали за отсутствием состава преступления, а также за недоказанностью обвинения…

В результате раскулачивания и выселения в административном порядке, а также осуждения к лишению свободы, в селе освободилось большое количество домов. Хорошо помню двухэтажное здание, находившееся с левой стороны от лестницы, которая вела на Южную околицу. В нем располагалась «Чайная» местного РайПО. Ближе к Волге в одноэтажном кирпичном здании располагался Раймаг. Оба эти здания принадлежали торговцам Лукиным. На месте нынешнего здания Управления сельского хозяйства, в котором сейчас находятся и другие районные организации, ранее располагалось огромное здание, принадлежащее Александровым – до середины шестидесятых там был клуб. Рядом по улице Кирова было красивое здание, в нем находился военкомат. На этой же улице по соседству в большом здании находилась контора ЛТУ. Недалеко от клуба - на месте магазина «Березка» - стоял пятистенок (изба-пятистенка или пятистенок — жилая деревянная прямоугольная постройка, разделенная внутренней поперечной стеной на две неравные части: избу (горницу) и сени (как правило, нежилую комнату). - Ред.). Ранее в нем находилась телефонная станция, а затем коммунальный отдел. Это здание было построено в 1896 году.

Как уверяла меня бабушка, все эти добротные дома, построенные в центре села, принадлежали Александровым – их род был большим. Как я уже упоминал, поселковый Совет Камского Устья располагается в доме Гореловых, однако к моменту раскулачивания хозяин этого здания, скорее всего, уже умер. У него была всего одна дочь 1888 года рождения. Артель «Сигнал», о которой я ранее также вспоминал, находилась в большом здании на нынешней улице Карла Маркса. Кто был хозяином этих помещений изначально мне установить не удалось. На улице Калинина, как уже известно нашим читателям, располагалось здание, принадлежащее торговцу Василию Клюеву, в котором до середины пятидесятых годов находился Райком партии. На месте маслозавода и пекарни стояли ветряные мельницы. Как рассказывала ныне покойная Зоя Григорьевна Гранцова, там стояла и мельница ее родственников.

Кроме торговцев, предпринимателей и кулаков репрессии обрушились и на церковь. Начиная с 1927 года церковь практически не действовала. А в 1930 году фактически настал «черный» день. Было принято решение не просто закрыть церковь, как это было в большинстве случаев, а именно разрушить ее. Моя мать рассказывала, что она видела, как сбрасывали колокола с церкви еще в 1927 году. Власти организовывали собрания в трудовых коллективах села, чтобы получить одобрение на это кощунство. И такое решение было получено… В других местах храмы хотя и закрывали, но не разрушали, если не считать уничтожения храма Христа Спасителя в Москве. А на моей родине в Украине в шести километрах от нашего села в деревне Андроники церковь никогда не закрывалась. В раннем детстве, когда мне было 5–9 лет, с родителями я ходил в эту церковь на праздничную службу. Просуществовав до восьмидесятых годов, она пришла в ветхое состояние и разрушилась. Интересно, что священник этой церкви до тридцатых годов служил в одной из церквей Лаишевского района ТАССР, и когда в конце двадцатых годов начались гонения на церковь, он благоразумно бежал из своего прихода и объявился в Черниговской области Украины. Хорошо помню этого человека – он часто приходил к нам в гости, и они подолгу беседовали с моим отцом. Во всяком случае, в 1969 году он еще был жив и крестил мою племянницу. В селе Носовка около города Щорс, что в тринадцати километрах от моей родной деревни, храм также не закрывался. В 1985 году я был в этих местах и участвовал в обряде крещения. Тогда у меня была возможность рассмотреть красивейшее здание и надгробия священников. Кстати, выходцем из Носовки был генеральный прокурор СССР Роман Руденко – он в 1946 году выступал главным обвинителем от СССР на Нюрнбергском процессе над немецкими военными преступниками…

Однако, вернемся к трагическим событиям тридцатого года. Храм Рождества Пресвятой Богородицы, возведенный в 1802 году, стоял на высоком берегу Волги. Позднее на его месте была построена столовая водников. Ранее упоминалось, что кирпичи от храма использовались на строительство здания Госбанка, водонапорной башни и, если мне не изменяет память, бани. Как принято, священников и младенцев хоронят в ограде церкви. Во время работ по укреплению берега Волги в 2018 году оказались вскрыты захоронения, которые до 1930 года находились в ограде церкви. Надо отдать должное главе поселения Владимиру Сороковнину и руководителю организации, проводившей земляные работы, Исламу Валиеву, которые обеспечили сбор и перезахоронение останков на действующем кладбище. А на месте бывшего храма установлен православный крест. Можно только с благодарностью поклониться этим неравнодушным людям, поступившим по-божески. Думаю, что выскажу мнение и чаяния многих жителей поселка, надеющихся на такое же благородное отношение руководства района и к останкам умерших, захороненных на старом кладбище на Южной околице…

Как уже было отмечено, одновременно с гонениями на церковь, раскулачиванием в селе проводилась и коллективизация. В 1929 году начал создаваться колхоз. Первоначально в него вступило всего 18 домохозяйств. Однако позднее процесс вступления активизировался. Колхоз получил имя «Совместный труд». Местные острословы быстренько переиначили название в «Напрасный труд». И это при том, что за подобную выходку можно было получить полновесный червонец в виде лишения свободы, если не больше. Первоначально в колхоз передавались сельскохозяйственные машины, скот, семена, отобранные у осужденных и раскулаченных. Животноводческая ферма находилась на углу нынешних улиц Ленина и Кирова. Сейчас здесь дом Самойловых. Те, кто вступали в колхоз, скотину не сдавали. Моя бабушка по совету родственников одна из первых стала колхозницей, полагая, резонно, что с помощью колхоза ей будет легче поднять детей.  У нее всегда были овцы и корова. Во время войны корову растерзали расплодившиеся волки. Первое время люди в колхозе работали с большим энтузиазмом. Демократия была на высоком уровне: председателя и бригадиров выбирали на общем собрании без особого давления со стороны властей…

Однако, в целом по стране коллективизация не везде шла так спокойно, как в Камском Устье. Ретивые руководители зачастую заставляли крестьян вступать в колхозы, угрожая раскулачиванием и выселением. Применялась практика полного обобществления скотины и имущества. Такие методы коллективизации вызывали сопротивление крестьян, переходящее в вооруженные выступления. Но самой страшной формой противодействия насильственной коллективизации стало массовое уничтожение скота – как продуктивного, так и тяглового. Если взять данные за 1930 год, то можно узнать, что только в январе и феврале в стране было забито около 14 миллионов голов крупного  рогатого скота. Были вновь введены продуктовые карточки. Но самое ужасное, что стало не на чем пахать землю – тракторов в то время было явно недостаточно…  

Как рассказывал мой отец, на Украине разразился голод, поля остались незасеянными. В северных областях Украины бродило большое количество голодных людей. В 2009 году я видел недалеко от Киева мемориал жертвам голода тридцатых годов. Правда, тогдашние, да и сегодняшние правители назвали эту трагедию голодомором. Были там и душераздирающие фотографии умирающих от голода детей. Благодаря непродажным журналистам выяснилось, что устроители этого мемориала – бандеровцы – разместили эти фотографии с подачи своих хозяев из США. А на самом деле умирающие от голода дети – это американские дети, пострадавшие во время Великой депрессии в экономике США в 1929 – 1933 годах.  По официальным данным в те годы в США от голода умерло 8 миллионов человек…

К весне 1930 года руководство нашей страны осознало всю гибельность проведения неподготовленной коллективизации и достаточно быстро отреагировало. Уже 2 марта 1930 года в центральной газете «Правда» была опубликована статья И.В. Сталина «Головокружение от успехов» по вопросам колхозного движения. В статье было подвергнуто критике нарушение принципов добровольности в работе по организации колхозов. В этой статье также был опубликован образец примерного Устава сельскохозяйственной артели. Более того, во многих селах произошел самороспуск колхозов, созданных поспешно, на считаясь с волей самих крестьян. Если к марту было коллективизировано более половины всех крестьянских хозяйств, то к маю их стало всего 23%. Но даже такие меры не останавливали некоторых руководителей от принуждения ко вступлению в колхоз…

Продолжение следует

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: #КамскоУстьинскийрайон из истории района 100 летие ТАССР