Богородское: исторические очерки (продолжение) Часть 13
Мы продолжаем знакомить читателей с историей нашего поселка Камское Устье - бывшего села Богородское. Воспоминания родных и близких Ивана Маховика – нашего постоянного читателя - его детские и юношеские воспоминания легли в основу написанных Иваном Петровичем исторических очерков, публикацию которых, с его разрешения, мы продолжаем. Также редакция нашей газеты обращается к жителям, уроженцам Камского Устья, района, к нашим землякам, чтобы они, по возможности, поделились своими фото- и другими материалами, касающимися истории нашего поселка, для последующих публикаций…
Вскоре местные власти, выполняя установку XX съезда КПСС (мягко сказать – неумную), вынудили родителей продать корову в колхоз «Большевик» (XX съезд Коммунистической партии Советского Союза состоялся в Москве 14—25 февраля 1956 года. – Ред.) И, конечно, далеко неслучайно в детские годы частенько подмывало стрельнуть из рогатки в широкую спину какой-нибудь тучной тетки за прилавком… Когда мой отец поздней осенью 1941 года после выписки из Казанского госпиталя впервые приехал в Камское Устье и поступил на работу, его больше всего ошеломило поведение местных жителей: нецензурная брань, слетавшая с уст не только мужчин, но и женщин, их торгашеская психология, вульгарно-хамское поведение. Но надо сказать, что после 1957 года, когда Камское Устье потеряло значение крупного порта по перевалке грузов и люди стали уходить с Волги, местные жители изменились – не зря говорят: «Бытие определяет сознание…»
И вновь возвратимся в двадцатые годы прошлого столетия. Еще в годы голода в Поволжье руководство страны пришло к выводу, что необходимы изменения в экономической политике государства. В первую очередь следовало заменить продразверстку продналогом. Крестьяне одобрительно встретили инициативу руководства страны – все-таки продразверстка носила принудительный характер. Уже с момента ее введения, начиная с 1916 года, продразверстка встречала глухое недовольство со стороны крестьянства, которое иногда принимало и открытые формы.
Беспартийная крестьянская конференция Теньковской волости в составе 271 делегата постановила: «Выразить полное доверие Советской власти за то, что она осознала необходимость полного изменения политики по отношению к крестьянству, заменив продразверстку продналогом».
В то же время была разработана программа по переходу к новой экономической политике (НЭП). Надо сказать, что пойти на этот шаг для руководства страны во главе с В.И. Лениным было непросто. Новая экономическая политика несла элементы капитализма: возвращение к свободной торговле, наемному труду, аренде земли, к частной собственности на средства производства. Хотя все это и было под жестким контролем государства, однако, все же это был вынужденный шаг назад – в прошлое…
На слуху был лозунг, выдвинутый видным деятелем партии большевиков Николаем Бухариным: «Обогащайтесь». Интересно, что Сталин (а Ленин к этому времени уже был тяжело болен) всецело поддерживал новую экономическую политику. В деревне опора делалась на середняков и кулаков, относившихся к Советской власти невраждебно. О коллективизации крестьянства речи пока не шло, а сельскохозяйственные коммуны не нашли широкого применения в стране.
Надо отметить, что развитие промысловой кооперации в рамках НЭП на селе (а нас, в первую очередь, интересует, конечно же, село Богородское) началось не на пустом месте. Крестьянская община была способна к саморазвитию и трансформации. Это видно из того, какой размах кооперативное движение получило в российской деревне в начале двадцатого века. Так, на 1 января 1918 года в стране имелось 51 417 кооперативов, которые впоследствии стали прообразами товариществ, артелей, колхозов. В них было занято около 22 000 000 человек. Существовали артели по обработке дерева, переработке пищевых продуктов, обработке металла, кожи, артели скорняков, рыболовецкие артели – особенно в селе Богородское. Так в 1924 – 1925 годах в ТАССР на десять тысяч населения приходилось 130 человек, занятых в мелкой и кустарно-ремесленной промышленности. В эти года к уже имевшимся создавались артели по пошиву одежды, обуви, изготовлению валенок, битью шерсти. Знатные мастера своего ремесла были и в нашем районе. В селе Сюкеево выделкой холста занималось больше половины населения. При этом, следует отметить, качество холста было очень высоким. Про сюкеевские холсты говорили, что они «по доброте своей нисколько не уступают ярославским» («Памятная книга Казанской губернии» 1866 г. с.24). Исключительно высокого качества были холсты, изготовленные Теньковскими мастерицами. В середине девятнадцатого века К.Е.Евлатьев писал: «Теньковский холст слывет лучшим в Казани…» («Записки Императорского Казанского экономического общества», Казань, 1855 г. с. 56-57). Так что у местных жителей уже были традиции для развития промысловой кооперации – древние и славные. Промысловая кооперация не была свернута и после ликвидации НЭП. Достаточно сказать, что в предвоенные и первые послевоенные годы ей принадлежало 30 процентов в промышленном производстве страны.
Государство с помощью промысловой кооперации обеспечивало промышленность сырьем, при этом снижая уровень безработицы. Кроме этого, при НЭП послабления для предпринимательства позволило наполнить рынок товарами повседневного спроса и продовольствием, обеспечить хлебом. Моя мама рассказывала, что еще в предвоенные годы в поселке имелся вареньеварочный завод. Хотя, конечно, «завод» - это слишком громко, но тем не менее это было производство. Кроме приготовления варенья, также сушили картофель, квасили капусту, солили огурцы, помидоры. Имелся в поселке и рыбзавод, в котором солили и вялили рыбу, а также и коптили. Я еще с детства помню удивительно приятный запах копченой рыбы. Здания настолько были пропитаны дымом, что этот запах чувствовался издалека…
Хорошо помню старое пятистенное здание артели «Сигнал», которое располагалось на улице Карла Маркса напротив старого здания милиции. Там занимались пошивом одежды, катали валенки, ремонтировали обувь. На месте бывшего маслозавода находились пилорама и шерстобойка. Позднее всем этим начал заниматься комбинат бытового обслуживания – КБО. Особо востребованными были безрукавки-душегрейки, которые шились из шерстяных одеял. Большинство женщин в районе в те годы щеголяли в таких душегрейках. Одеяла привозились из города Ишеевка в Ульяновской области. В 2016 году я проезжал мимо здания этой фабрики – оно напоминало руины Сталинграда после 26 августа 1942 года.
Помню как в детстве в выходные дни вместе с родителями и бабушкой собирали шиповник в лугах на левой стороне Волги. Наш сосед Геннадий Козлов – великий трудяга – утром перевозил нас в луга, а вечером забирал обратно. В свои 15 лет он имел уже лодку, на которой и зарабатывал копейку. Собранный шиповник необходимо было высушить, а затем сдать. Принимал шиповник Дмитрий Андреевич Коняхин, живший на нынешней улице Ленина. Его дом сохранился и до настоящего времени. За высушенный шиповник родители получали неплохие деньги. К сожалению, в 1957 году с образованием водохранилища кусты шиповника остались под водой.
Еще несколько десятилетий тому назад районная газета писала о жителе Мордовский Каратай, который собирал и сдавал большое количество лекарственных трав. Если мне не изменяет память, фамилия его была Колесников. Для пищевой, фармацевтической, косметологической промышленности требовалось большое количество натурального сырья, поэтому никому и в голову не приходила мысль о введении налога для самозанятых. Мой отец до самой смерти ежегодно возил несколько мешков сушеных яблок в Болгары. Там он их передавал в местное РайПО, где быстро определялось качество, экономист оценивал и товар сдавался на склад. Деньги выдавались сразу, – в этот же день отец возвращался домой. Никаких «тендеров» (тендер — англоязычный термин, обозначающий конкурентную форму отбора предложений на поставку товаров, оказание услуг. – Ред.), никакой волокиты… У меня и сегодня на чердаке висит мешок таких сушенок с начала семидесятых годов прошлого века. Храню их до лучших времен.
А теперь вернемся в середину двадцатых годов прошлого века. Несомненно, НЭП сыграл свою положительную роль в ликвидации разрухи после гражданской войны и восстановлении народного хозяйства. Однако, в конце двадцатых годов перед руководством страны встала необходимость ее индустриализации. В сельской местности кулаки и середняки, окрепшие при НЭП, отказывались продавать зерно государству по твердой цене, а переход к рыночным отношениям означал бы ликвидацию Советской власти. В 1928 году правительство было вынуждено вновь ввести карточную систему на хлеб. В мои школьные годы и позднее сообщалось, что, отказываясь продавать хлеб государству по твердой цене, кулаки тем самым хотели задушить Советскую власть голодом. Допускаю, что возможно такое желание у них и было, но все-таки здесь преобладал субъективный фактор. Как известно, капиталистическое производство может развиваться только постоянно расширяясь. Деревенским капиталистам-кулакам к концу двадцатых годов стало тесно в рамках НЭП: им было необходимо дальнейшее развитие производства – нужен был рынок для сбыта зерна и другой сельскохозяйственной продукции. Кстати, в такой же ситуации, только в больших масштабах, сегодня находится Китайская народная республика. Реформы Дэн Сяопина (китайский государственный, политический и партийный деятель, который никогда не занимал пост руководителя страны, но был фактическим руководителем Китая с конца 1970-х до начала 1990-х гг. – Ред.) с использованием капиталистических отношений в экономике под контролем и руководством коммунистической партии за сравнительно небольшой исторический отрезок времени достигли впечатляющих успехов в экономике, которая стала первой в мире. В стране появились свои миллионеры и миллиардеры. Хотелось бы ошибиться, но думается, что в скором времени им будет тесно в рамках сложившейся системы…
Продолжение следует
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев