Богородское: исторические очерки (продолжение) Часть 10
Мы продолжаем знакомить читателей с историей нашего поселка Камское Устье - бывшего села Богородское. Воспоминания родных и близких Ивана Маховика – нашего постоянного читателя - его детские и юношеские воспоминания легли в основу написанных Иваном Петровичем исторических очерков, публикацию которых, с его разрешения, мы продолжаем. Также редакция нашей газеты обращается к жителям, уроженцам Камского Устья, района, к нашим землякам, чтобы они, по возможности, поделились своими фото- и другими материалами, касающимися истории нашего поселка, для последующих публикаций…
«Вспоминаю приклеенную к внутренней стороне крышки бабушкиного сундука цветную открытку за 1901 год, на которой была изображена девочка 7-10 лет. Она была в традиционном русском сарафане с серпом в руке, а рядом на столике стояла швейная машинка. Снизу была подпись: «помогала родителям убирать хлеб – купила швейную машинку». И как же горько сегодня читать высказывание епископа Тарского и Тюкалинского Савватия из Омской области, который справедливо отмечает, что сегодня в людях пропала решимость, разрушилась воля, человек заблудился и забыл истину, что рожден он для труда, а не для удовольствий, когда популярным становится слоган «бери от жизни все», звучащий как назойливый рекламный ролик…
Дети в крестьянских семьях начинали рано помогать родителям по хозяйству, поэтому их и женили или выдавали замуж также рано. Мою бабушку отдали замуж в 17 лет, а ее сестер, примерно, в том же возрасте. Поэтому и до замужества, и даже после, основным развлечением были хороводы или, как тогда их называли, «короводы». Водить «короводы» собирались в праздничные и выходные дни. На ком жениться и за кого выходить замуж решали, как правило, родители. Законным считался только церковный брак, поэтому расторжение брака было явлением крайне редким и греховным.
Как уже отмечалось ранее, плодородных земель у жителей села Богородское практически не имелось. В других селах у крестьян была та же проблема. Как рассказывал уроженец деревни Картапа, его родители арендовали землю у местных помещиков, проживавших в деревне Чернышевка. Согласно данным за 1907 год в целом по России 55% земли было у общины, у казны – 25%, у помещиков – 13%, у кулаков – 5%, а у земельного ведомства 2% земли. При этом необходимо отметить, что после революции 1905 года помещики начали активно распродавать землю тем же общинам и кулакам. Население увеличивалось очень быстрыми темпами. Особенно быстро население росло в Поволжье, начиная со второй половины XVII века. Тогда и возникло село Богородское на месте рыбацкой ватаги. Кстати, город Симбирск (ныне Ульяновск) также возник на месте стоянки такой же рыбацкой ватаги. Заселение берегов Волги, в основном, шло выходцами из уездов, расположенных в верховьях реки, а также из центральных и северных районов России. Так предки нынешних жителей села Сюкеево жили во Владимирском и Ростовском уездах, откуда они убежали на Волгу от своих хозяев. Вначале они поселились в Свияжском уезде, а когда их там нашли, то они вновь бежали и поселились на месте их современного обитания (см. «История Тат. АССР», т.1, с. 166).
Из-за нехватки земли и быстрого роста населения широкое распространение получило отходничество. Люди из сел уходили на Волгу: работали бурлаками, плотогонами, рыбаками, грузчиками, матросами, водоливами. Отходники работали и в сельском хозяйстве у кулаков, помещиков, шли и на промышленные предприятия. До отмены крепостного права помещики всячески препятствовали отходничеству, но оно, тем не менее, расширялось. Село Богородское было одним из крупных центров по перевалке грузов. В период навигации на берегу хранилось большое количество различных грузов. Их перегружали на баржи и пароходы, идущие вверх и вниз по Волге, а также по Каме и Белой. Интересно отметить, что местные грузчики занимались паузкой (перегрузка части груза с речного судна на берег или другие суда для уменьшения осадки. – Ред.) не только в Богородском, но ходили на баржах за многие сотни километров по Волге и Каме. Так, мой дедушка в 1916 году возвратился с войны по увечью. В том же году летом он с ватагой грузчиков подрядился на баржи до Нижнего Новгорода. Учитывая, что на Волге имелось большое количество перекатов, груженные баржи не могли через них пройти. Баржи приходилось перегружать на более мелкие суда. Так, например, один из самых больших перекатов на Волге находился напротив села Теньки. Летом там скапливалось огромное число судов с баржами, которые стояли в очереди, чтобы переправиться через мель. По пути следования приходилось несколько раз перезагружать баржи. Незадолго до подхода к Нижнему Новгороду грузчики удивительным образом обнаружили древесный (метиловый) спирт – до этого при паузках они его не замечали. Приняв его ошибочно за этиловый спирт, мужики стали распивать найденную жидкость… Когда пароход привел баржи к грузовой пристани, многие из них умерли, а другие находились в бессознательном состоянии. Как позднее рассказывал дедушка, на пристани он видел людей в черных балахонах с железными крючьями и лошадей, впряженных в телеги. Мертвых и полуживых крючьями вытаскивали на берег и грузили в телеги, посыпали известкой и увозили. Дедушка заполз под доски и спрятался. Ночью он выбрался с баржи и полз вдоль берега. Его увидела местная жительница и позвала мужа. Более двух недель он находился у этих сердобольных людей, которые отпаивали его молоком. Домой из всей бригады он вернулся один. Дедушка до самой смерти подозревал, что хозяин товара, что везли в Нижний Новгород, специально подбросил метиловый спирт, чтобы не расплачиваться с грузчиками. После отравления древесным спиртом обычно слепнут, однако дедушка полностью не ослеп и прожил до 1227 года. Бабушка осталась вдовой в 37 лет с четырьмя детьми. Старшему тогда было 15 лет, а младшему 2 года. Видимо, прав был Карл Маркс, когда писал, на что способен капиталист для достижения 300% прибыли…
Волга требовала все новых и новых рабочих рук. Такое положение сохранилось и после революции. Крестьяне шли к великой реке. Как известно, Советская власть в Тетюшском уезде установилась в середине ноября 1917 года. Однако, в отдельных волостях этот процесс затянулся до мая 1918 года. В Богородском Советская власть после изгнания белочехов была восстановлена 16 сентября 1918 года. Первое же собрание многонациональной Богородской волости Тетюшского уезда приняло резолюцию, в которой говорилось: «Только Советы и комитет бедноты могут вывести рабочих и беднейших крестьян из создавшегося положения, а поэтому постановили: 1. Приветствовать власть рабочих и крестьян и не только ей подчиняться, но и содействовать ей всеми имеющимися средствами; 2. Немедленно организовать комитеты деревенской бедноты…» И такой комитет был создан. К этому времени крестьянская община уже прекратила свое существование, хотя крестьяне от нее отказывались крайне неохотно. В крестьянской общине было много хорошего, но и были негативные стороны. Община защищала крестьянина на все случаи жизни: от царской власти, помещиков, кулаков… Община спасала крестьян и во время неурожая, несчастья, могла закрывать его долги с последующим возвратом. Основным недостатком общины стало частое перераспределение земли. Обычно оно проводилось раз в несколько лет, но в некоторых случаях могло быть и ежегодно. Все это вело к истощению земли, ее деградации. Навоз на поля не вывозился, окультуривание земли не проводилось. Хорошо помню огромные горы навоза в конце нынешней улицы Ленина, высоченный, так называемый, «__________» возле школьного озера по той же улице. По правде сказать, перегной вывезли на поля лишь в начале шестидесятых годов. Вся прибрежная сторона нынешней улицы Кооперативная находилась на многометровом пласте навоза, который с образованием большой Волги обвалился и его смыло водой. Сегодня целых два квартала поселка, ограниченные улицами Ленина, Советской, Кооперативной и Кирова, находятся на слое из перегноя и копился он не одно столетие. Крестьянам, занимавшимся, в основном, садоводством, навоз был не нужен…
Вновь вернемся к первым годам Советской власти. Как уже отмечалось, комбед – комитет бедноты – был создан осенью 1918 года. 11 июня 2018 года ВЦИК издал Декрет «Об организации деревенской бедноты» и снабжении ее хлебом, предметами первой необходимости и сельскохозяйственными орудиями». В круг деятельности комбедов входило распределение хлеба, предметов первой необходимости и сельскохозяйственных орудий. Они также были обязаны оказывать помощь местным продовольственным органам в изъятии хлебных излишков у кулаков и богатеев. Кроме этого, в Декрете указывалось, что партийные и советские органы на местах не должны отгораживаться от среднего крестьянства, и что «середняки» также могут избираться в комбеды. Однако надо сказать, что в 1918 году главной задачей комбедов была борьба за хлеб. Хотя одновременно они занимались и конфискацией - земли, сельхозинвентаря, помещений у кулаков и помещиков…»
Продолжение следует
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев