Антонина Шагунова: война началась в воскресенье
В это сложно поверить, но через два года у Антонины Шагуновой вековой юбилей, и она поделилась с нашей газетой воспоминаниями о прожитых годах, в которых были и радости, и горести…
Она родилась в Камском Устье в семье Клавдии и Василия Шагуновых, жившей в доме-пятистенок на улице Ленина. Шел 1925 год.
- Сколько себя помню и до войны, и во время войны – всегда хотелось хоть что-нибудь поесть, - вспоминает Антонина Васильевна. - Тот день, когда началась война, запомнила на всю жизнь. Мама собралась печь пироги и отправила нас с отцом на другой берег Волги – это было воскресенье, поэтому мы отдыхали. И вдруг со стороны реки послышались шум и гул – заработал рупор с противоположного берега. Мы подумали: «Надо же, как в выходной гуляют…» Но затем услышали: «Товарищи! Соберитесь с духом! Война!»…
Оцепенение, страх, неизвестность, рев – все смешалось в тот страшный день, который поменял мирную жизнь людей на военную, и тогда еще никто из них не знал, что впереди целых четыре долгих года борьбы за выживание.
Шла война, неожиданно умирает мама – она работала на пекарне. В тот день она возилась с выпечкой, сильно вспотела, а братишка прибежал попробовать кусочки, что оставались по краям формы. Мать послала его принести воды, а она оказалась просто ледяной. Через три дня трое детей остались без матери. Старшей из них была Антонина, четвертый ребенок – сестренка Зоя - умерла еще раньше от кори. Моя собеседница помнит, как в аптеке дали марлю, чтобы похоронить маму – ничего не было, жили бедно и скудно, как, впрочем, и большинство населения страны, которая, несмотря на лишения, смогла одолеть страшного и сильного врага.
Отец был плотником, имел бронь, так как строил стратегически важные деревянные мосты, и дома он почти не бывал.
- Как мы выжили, сложно сказать, - продолжает моя собеседница. – Когда мамы не стало, нам выжить помогала ее сестра. Я училась в школе, и каждый раз после сбора урожая нас – школьников - выстраивали в поле рядком, мы надевали фартуки и шли строем, поднимая с земли колоски. «Чтоб ни одного колоска!», - кричала учительница, призывая своих учеников собрать все, что оставалось на колхозных полях – ни один колосок, ни одно зернышко не должны были пропасть.
Она вспоминает холодные зимы, как залезали на печь, перепрыгивая через чан с кипятком, как спали на улице, едва приходило тепло – окна затемняли, в доме нельзя было разводить огонь в целях безопасности от возможных бомбардировок…
- На левом берегу малой Волги работники ОРСа сажали картошку, земля там была более плодородной, - говорит Антонина Васильевна. – Нас школьников мобилизовывали на прополку и уборку. Мы приезжали с котелками, молодые, - да вместе было и веселее, забывалось, что война. Картошка помогла выжить многим из нас в то время. По Волге плыли бочки, бревна – все, что прибивалось к берегу, то прибиралось к рукам.
Когда пришла Победа, то это был праздник со слезами на глазах, а трудовые будни, как и прежде, продолжались: страна была разрушена, ослаблена.
Антонина выходит замуж, и молодая семья переезжает в Астраханскую область, в поселок Кировский. Его история началась еще в 1865 году, когда Астраханский рыбопромышленник Олуханов построил здесь первые рыбопосольные помещения. В конце тридцатых годов прошлого века населенный пункт при рыбозаводе им. С.М.Кирова был преобразован в Кировский рабочий поселок. Вот в это рыболовецкое место и приехала Антонина Шагунова, которая в замужестве оставила свою фамилию.
- Я работала чинильщицей неводов, - продолжает рассказ Антонина Васильевна. – Делали и новые невода, а старые чинили и зимой, и летом. Вначале работали прямо на улице, потом дали нам здание, правда, оно было без окон, точнее, окна были забиты. Поэтому приходилось открывать двери, из-за этого – сквозняки, но мы трудились с утра до вечера, не жаловались. Затем все-таки окна открыли.
От невидимой, на первый взгляд, работы чинильщика напрямую зависело количество пойманной промысловиками рыбы. Правильно построенный, без дырок невод - залог хорошего улова. Так что Антонина Васильевна была нужным и востребованным работником.
Когда мужа не стало, она решила перебраться на малую родину – все-таки здесь жили родные ей люди.
- Сейчас уже из нашего поколения мало кто остался, но меня не забывают, племянники навещают, интересуются, как я живу, а живу я в достатке, грех жаловаться. Вспоминая прожитую жизнь, особенно юные годы, когда было не до игр, а хотелось только поесть, одеться, но ничего не было, то понимаю, что сейчас я «кум королю», - с улыбкой замечает Антонина Васильевна.
Она прожила долгую непростую жизнь, но, несмотря на все ее трудности, наша героиня умеет радоваться и ценить то, что мы – дети, родившиеся в мирное и сытое время, - порою даже и не замечаем…
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев