Волжские зори
  • Рус Тат
  • Хлебное царство

    В 2011 году приемка зерна на Камско-Устьинском ХПП началась 25 июля, в 2012 - 20, а в этом году засушливое лето заставило земледельцев начать уборку уже 15 числа. Это самый ранний срок приемки зерна хлебоприемным предприятием. Новенькая асфальтированная дорога, казалось, ведет прямо в Волгу. Под крутым склоном ХПП становится обозримым...

    В 2011 году приемка зерна на Камско-Устьинском ХПП началась 25 июля, в 2012 - 20, а в этом году засушливое лето заставило земледельцев начать уборку уже 15 числа. Это самый ранний срок приемки зерна хлебоприемным предприятием.

    Новенькая асфальтированная дорога, казалось, ведет прямо в Волгу. Под крутым склоном ХПП становится обозримым только с середины пути. И вот, когда основная трасса сзади теряется из виду, перед путниками во всей красе предстает хлебоприемное хозяйство. День выдался солнечный и не жаркий, а собеседник мой оказался очень интересным и грамотным руководителем. Пятый год работу ХПП возглавляет Александр Горохов. Экономисту по образованию, здесь ему пришлось научиться разбираться и в финансовых, и в юридических, и в производственных вопросах.

    - Самый богатый на зерно год был 2009, - говорит Александр Сергеевич. -Тогда мы приняли от сельхозпредприятий 34 тысячи тонн зерна. Емкости складов были заполнены на 210 процентов, это значит, технологическая цепочка за сезон полностью была пройдена дважды с одновременной отгрузкой зерна в заготовительную кампанию в адрес предприятий-переработчиков.

    - Кто сдает вам зерно?

    - Основной поставщик - ООО «СХП «Камско-Устьинское». От фермеров и ООО имени Ленина пока заявок не поступало. В прошлом году основной поток зерна составили яровые культуры. Озимые были слабыми из-за засушливой осени. В этом году наоборот, вся надежда на озимые, поэтому и уборку начали раньше.

    - Территория предприятия внушительная - 8 гектаров, а каким оборудованием вы располагаете?

    - Три зерносушилки, две старых, восьмидесятых годов прошлого века, одна новая 2008 года. У старых пропускная способность 8-10 тонн в час, у новой - 30 тонн. В ней мы сушим пшеницу, а в старых - рожь и ячмень. Большую часть территории занимают технологические линии - площадки для приемки зерна, норийное оборудование, транспортеры, складские помещения.

    Не искушенный читатель, наверное, подумает, ну что там делать. Приехал КамАЗ, взвесили его, да разгрузили на складе. И хранится зерно, пока покупатель не приедет. Не так все просто. Первой машину встречают лаборанты, которые исследуют зерно на влажность и загрязненность. Затем машина проходит весовое хозяйство и встает на разгрузку. Здесь предусмотрены все нюансы. Какие-то машины разгружаются сами, другие приходится закреплять на подъемниках. И, переворачивая машину назад или на бок, буквально высыпать из нее зерно. Затем пустая машина вновь взвешивается. Пока мы разговаривали с Александром Сергеевичем, ХПП приняло 57 тонн зерна.

    Самое интересное начинается потом. Зерно ссыпается в бункеры, скрытые под землей. Норийные башни поднимают его наверх до зерноочистительных машин, в которых производится первичная очистка зерна. Транспортерные линии решают несколько задач - проветривают зерно, доставляют его до сушилок, затем отправляют к нужному складу. По пути к складским помещениям зерно несколько раз поднимается наверх и ссыпается в невидимые глазу подземные бункеры. Только по воронкам в огромных горах зерна можно понять, что кто-то знающий открыл задвижку для подачи зерна на транспортер.

    Хлебоприемное предприятие - это сложный организм, многоуровневая подземная, наземная и воздушная система. Какой-то немыслимый лабиринт, по которому движутся реки зерна. Эти реки собираются в озера с автономной вентиляцией, с продуманной схемой сохранения и сбережения каждого собранного крестьянами зернышка.

    - Если раньше отгрузка зерна с ХПП шла в основном на речной транспорт, то в последние годы оно вывозится только грузовыми автомобилями, - продолжает Александр Сергеевич. - Мы поставили себе задачу - возобновить эту линию для обслуживания потребителей. На сегодня у нас есть бизнес-план, проведена оценка воздействия на окружающую среду, инженерно-геологические, метеорологические изыскания, топографическая съемка русла реки. Все проекты находятся на согласовании в управлении вневедомственной экспертизы. Приблизительная стоимость проекта 70 миллионов рублей. Зимой этого года мы демонтировали старое оборудование, наклонную и горизонтальную галереи причала. Для причальной эстакады можно использовать старые сваи. Они хорошо сохранились. Эта линия значительно увеличит скорость отгрузки зерна. За три дня мы смогли бы разгрузить целый склад. Все это позволит предприятию работать не только в качестве складов для хранения, но и как перевалочная база. Это актуально при перевозке зерна на большие расстояния. Кроме этого, есть, например, спрос на жом Буинского сахарного завода. Его тоже можно было бы в большом количестве транспортировать до потребителя по реке.

    Мы, как и сельхозпроизводители, напрямую зависим от погодных условий. В 2010 году на предприятие не сдали ни одного килограмма зерна. Весь сезон мы были в простое. Страховок, как у сельхозтоваропроизводителей, у нас нет. Именно это и заставляет думать, как предприятие может зарабатывать при плохих погодных условиях, при незначительном количестве зерна. А вот хороший урожай заставляет нас думать об увеличении мощности сушильного оборудования, увеличении емкостей для хранения зерна и скорости отгрузки. Все эти проблемы, которые познаются на практике, невозможно решить в одиночку. Для этого потребуются качественные продуманные программы. Ведь хлеб - это стратегический продукт для любого государства в любые времена.

    С другой стороны, нельзя сказать, что на предприятии ничего не делается. За четыре с небольшим года, что я здесь работаю, мы заменили кровлю на складском помещении. Сами видите какие объемы, с работой на это ушло 700 тысяч рублей. На 600 тысяч закупили и установили комбикормовый комплекс. Забетонировали площадку для приема зерна, что значительно уменьшило потери. Это еще 700 тысяч. Была смонтирована линия очистки зерна на 2-ой приемочной площадке, произведена замена шахт на 3-ей зерносушилке, выполнен большой комплекс работ по ремонту норийного и транспортерного оборудования. Закупался транспорт для перемещения зерна внутри предприятия, оборудование для отгрузки зерна. На проходной перекрыли кровлю. Вроде не стратегический объект, но и там люди работают.

    - Кстати, сколько людей здесь трудится?

    - В течение года здесь работают 45 человек, в сезон численность возрастает до 60. Для них работает столовая с удешевлением обедов за счет средств предприятия согласно коллективному договору. Два вахтовых УАЗика, один из которых новый - приобретен менее года назад, возят людей на работу из Янгасала и Красновидово. Все наши сотрудники обеспечены летним и зимним комплектом спецодежды, ежегодно проходят медосмотр, а рабочие места - аттестацию.

    - Что еще хотелось бы изменить, обновить или обустроить?

    - В ближайших планах заменить действующий механический пробоотборник на пневматический, соответствующий договор заключен, произведена предварительная оплата. С учетом СМР данный проект обойдется ориентировочно в 1,5 млн. рублей. Конечно, опыт заведующей лабораторией Ольги Павловны Федотовой равносилен любому самому современному оборудованию, но я считаю, нужно идти вперед.

    Вот в прошлом году нам, спасибо главе района, построили дорогу. Теперь мы бед не знаем. А ведь до этого каждый груженый КамАЗ мы провожали до дамбы, в зимний период подсыпали под колеса песок, чтобы не буксовал, чтобы выехал и в целости доставил зерно потребителю. В прошлом году строительство началось в самый сезон сбора зерна. Нам пришлось сломать палисадники около лаборатории, разобрать ограждение, чтобы машины могли объехать развернувшееся строительство. Буквально молились, чтобы грузовики не задели газопровод. В общем, непросто приходилось. Но в этом году таких проблем у нас нет. Более того, дорожники круглый год обслуживают эту дорогу и она в любой сезон в хорошем состоянии.

    Вот такие важные задачи стоят перед единственным в округе хлебоприемным предприятием с выходом к реке. Хорошо, что его возглавляет грамотный, смотрящий далеко вперед руководитель. Очень хочется, чтобы у него и его коллектива реализовались все планы. Ведь их решение в конечном итоге важно каждому из нас.

    До самого вечера мой ежедневник пах зерном, зерном из которого испекут хлеб.

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: