Санкт-Петербург: самый красивый собор России, музей Фаберже и Чижик-пыжик
Побывав в главном музее страны, понимаешь, что даже за день невозможно пересмотреть все многообразие экспонатов Эрмитажа... Мы вышли на Дворцовую площадь и решили пройтись по набережной Невы, а затем посетить популярный у гостей Северной столицы музей Фаберже.
Решив перед прогулкой выпить чашечку кофе с шаурмой в ларечке, расположенном на Дворцовой площади, мы были весьма удивлены запредельными ценами: во-первых, кофе измерялось не чашечками, а миллилитрами, которые наливались в стаканчик и едва закрывали его дно, а то, что у нас называется «шаурма», здесь зовется «шаверма» и, по крайней мере в нашем случае, она имела не очень привлекательный вид и вкус, зато очень высокую цену. В общем, несолоно хлебавши, мы решили, что у площади все-таки другое предназначение – историко-культурное, и отправились и далее наслаждаться достопримечательностями – в этом городу на Неве, безусловно, нет равных…
Православный храм и памятник трагическим событиям
Не секрет, что Санкт-Петербург является городом рек и каналов - это наша Северная Венеция. Строился он в низком болотистом месте, для осушения которого потребовалось сооружения каналов и прудов. Возводились искусственные каналы, которые трудно отличить от естественных. Самым крупным каналом является Обводной с длиной 8 километров. Канал Грибоедова с протяженностью в 5 километров - на втором месте. Но по харизме и величию трудно найти ему равных. Одна только его достопримечательность — храм Спаса-на-Крови чего стоит. Вот к нему мы и направились.
Собор Воскресения Христова на Крови – таково полное название этого храма – по своему исполнению немного напоминает собор Василия Блаженного в Москве. Он является одновременно православным храмом и мемориальным памятником, напоминающим об одной из трагических страниц в истории нашей страны. Многие туристы даже не догадываются, что собор Спаса-на-Крови возведен над местом, где более 140 лет назад действительно пролилась самая настоящая кровь. 1 марта 1881 года «народовольцы» устроили на Александра II очередное покушение, которое стало последним. Это случилось в тот момент, когда император, возвращаясь с военного парада, проезжал в своей карете по набережной Екатерининского (теперь Грибоедовского) канала: революционер Русаков бросил в нее бомбу. Несколько человек из свиты получили тяжелые ранения, в том числе смертельные, но царь остался жив и отказался сразу покидать место покушения. «Слава богу, я уцелел, но вот...» - произнес император, указывая на раненых, стонущих на мостовой. В этот миг под ноги ему полетела вторая бомба, брошенная другим террористом, и когда пороховой дым рассеялся, народ, пораженный ужасом, увидел распростертое на земле окровавленное тело. «Поскорей... во дворце... там умереть», – прошептал раненый, и это были его последние слова, и в 16:35, уже в Зимнем дворце, император скончался…
Страшное событие, случившееся тогда, и предопределило появление здесь мемориального однопрестольного храма, ставшего символом покаяния всего народа за деяние, совершенное кучкой авантюристов. Уже одно то, что средства на строительство были собраны по всей России, говорит само за себя.
Издалека мы увидели величественные купола здания собора, венчаемое пятью большими и четырьмя меньшими главами – часть храма была в строительных лесах: идет реконструкция. Впечатляла высота - 81 метр, и его вместимость – внутри одновременно может находиться до 1600 человек. Но, к сожалению, в храм попасть мы не смогли – была среда, а это выходной день…
Чижик-пыжик и где он был
Всем нам с детства знакома песенка: «Чижик-пыжик, где ты был? На Фонтанке…» – продолжение, уверена, всем известно. Так вот, на набережной реки Фонтанка с 1835 по 1918 год располагалось Императорское училище правоведения, студенты которого носили мундиры зеленого цвета с желтыми петлицами и обшлагами, а зимой — шинели тех же цветов и шапки из пыжика. Согласно популярной петербургской легенде за расцветку обмундирования, напоминавшую оперение чижа, а также за традиционные пыжиковые шапки студентов училища прозвали «чижиками-пыжиками», и именно о них и была сочинена эта песенка.
А мы дошли до крылатой достопримечательности - памятник Чижику-Пыжику в Санкт-Петербурге известен во всем мире и это один из народных символов города. Его на Фонтанке установили в 1994 году у Первого Инженерного моста. Мы, как и многие туристы, бросали Чижику монетки, чтобы исполнились желания, но все они (монетки) благополучно отправились на дно Фонтанки, а мы, особо не расстроившись, продолжили наш путь по удивительному городу, где на каждом шагу интересные факты и сюрпризы…
Музей Фаберже и русский эпос в камне
А во дворце Нарышкиных-Шуваловых расположился частный музей Фаберже, где собраны предметы русского ювелирного и декоративно-прикладного искусств XIX—XX веков. Уроженец Петербурга Карл Фаберже - глава семейной фирмы и династии мастеров ювелирного искусства. В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия его фирмы привлекли внимание императора Александра III. Петер Карл получил покровительство царской семьи и звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа». Наиболее ценные и известные предметы в коллекции музея — 9 императорских пасхальных яиц, созданных фирмой Фаберже, среди них первое из императорских яиц — «Курочка» — оно было изготовлено в 1885 году. Яйцо было заказано императором Александром III как пасхальный подарок для его супруги — императрицы Марии Федоровны. Начало формированию экспозиции музея положила покупка Виктором Вексельбергом в 2004 году коллекции произведений Фаберже, принадлежащей потомкам американского миллиардера Малкольма Форбса. Форбс был страстным коллекционером изделий фирмы Фаберже, потратившим несколько десятков лет на их поиск и приобретение на крупнейших мировых аукционах. В 2004 году его коллекция должна была быть выставлена на аукцион для продажи в виде отдельных лотов. Однако представителям Вексельберга удалось договориться о продаже коллекции Форбса единым лотом, и уникальная коллекция шедевров Фаберже была не только спасена от «распыления» по всему миру, но и переехала в Россию…
Купив билеты (для пенсионеров 350 рублей, обычный – 700), мы прошли в залы, каждый из которых имеет свое название - Рыцарский зал, Красная гостиная, Синяя гостиная, Золотая гостиная, где на полочках, в шкафчиках, витринах расположились изящные, чудные художественные ювелирные изделия, драгоценные безделушки для родных и близких, столовое серебро, интерьерные и культовые предметы, а также ювелирные украшения, созданные фирмой Фаберже, а также работы современников и соперников Фаберже — мастеров ювелирного дела прошлых лет…
Но настоящим открытием и откровением для нас стала выставка «Русский эпос в камне», на наше счастье мы успели до ее закрытия – 29 сентября. Мы увидели удивительные рукотворные произведения современных уральских камнерезов из цветного камня, созданные в технике объемной мозаики. Скиф-Кентавр, Скоморох, Илья Муромец и Соловей-разбойник, Пастушок, Девушка с хворостом, Баба Яга, Саночки, Девушка с коромыслом, Купава, Лель, Царевна Лебедь, Лебедь и коршун - изображения в мозаике героев русской истории, сказочных персонажей и литературных героев настолько точно и живо передавали образы и персонажи, что невозможно было оторваться – такая техника требует виртуозного владения работы с камнем. Кварц, кремень, сердолик, пирит, халцедон, магнезит, драгоценные минералы - агат, бриллиант, аквамарин, топаз, яшма, хризопраз, малахит – я, будучи по образованию геологом, даже представить не могла, что из камней можно создать столь высокохудожественные произведения.
И если в Эрмитаже мы восхищались шедеврами вековой давности и сожалели, что нет сейчас мастеров такого уровня, то эта выставка показала, что традиции художественной обработки цветного камня, которые существуют на Урале уже три сотни лет, уходя в эпоху реформ Петра I, достойно продолжаются талантливыми уральскими мастерами и в наше время…
Продолжение следует
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев