Новый Афон – место, куда хочется вернуться
Знаменитые пещера и монастырь, горы и гроты, водопады, реки и морская гладь – обилие достопримечательностей привлекает в Новый Афон бесконечный поток туристов. В сентябре прошлого года и мы оказались в этом потоке...
На этот раз мы решили обойтись без заказа экскурсии – в финансовом плане, кстати, самостоятельное путешествие в Новый Афон оказалось выгоднее не намного, но зато мы были хозяевами своего времени и распоряжались им как заблагорассудится…
Подвиг героев вписан в историю
Маршрутка оставила нас недалеко от выхода на набережную и мы, расплатившись с водителем (300 рублей), выдвинулись на улицы старинного абхазского курорта. Первое, что привлекло наше внимание – это был Музей боевой славы и мемориал в память о погибших в Отечественной войне 1992-1993 годов. Новый Афон сильно пострадал тогда от обстрелов грузинской артиллерии - в городе был сформирован Афонский батальон абхазской армии. И теперь посреди площади у въезда в город открыт музей, верхняя часть здания которого представляет собой звонницу, а внутри на стенах - портреты десятков людей, погибших в абхазо-грузинскую войну. На витринах - книги о войне, фронтовые фотографии, личные вещи, дневники воинов и тетради, исписанные близкими и родными героев, сражавшихся за независимость своего Отечества. Причем вход в музей бесплатный и никакого смотрителя нет – мы перелистывали страницы простой тетрадки в линейку, где люди писали о той – неизвестной нам войне, когда жизнь целого народа изменилась навсегда и о тех простых парнях, мужчинах и женщинах, благодаря которым мир, пусть пока еще и хрупкий, но он пришел в этот благодатный край…
Выйдя из музея, мы направились по многолюдной улице в сторону Новоафонской пещеры — одной из крупнейших пещер в Абхазии. Находится она под склоном Иверской горы и представляет собой огромную карстовую полость объемом около 1 млн кубометров с максимальной глубиной более 180 м и длиной около 1900 м.
Визит в подземное царство
Следуя указателям, мы добрались до здания, где располагались кассы, и первое, что увидели – огромное скопление людей, желающих спуститься в подземелье. Надо отдать должное организаторам: очередь довольно быстро двигалась и вот уже у нас в руках билет (700 рублей) с указанием времени начала экскурсии. В нашем распоряжении был еще час, который мы провели с пользой: прилежащие улочки были усыпаны палатками и ларьками с разнообразной продукцией – местные деликатесы, сувениры, одежда, милые безделушки, украшения с национальным колоритом… Цены, кстати, были вполне демократичными, поэтому мы заодно прикупили родным и близким подарки «из Абхазии с любовью» и поспешили на экскурсию.
До 1961 года вход в пещеру был закрыт, а активное ее «освоение» туристами началось в 1975 году. С этого же времени функционирует подземная железнодорожная дорога протяженностью 1,3 км. Перед входом мы оплатили 50 рублей за возможность съемки в пещере, и вот уже вагончики мини-метро повезли нас вглубь. Экскурсовод вывела нашу группу в самый нижний зал Новоафонской пещеры «Анакопия», и перед нами из пещерной глубины показались два подземных озера – Анатолия и Голубое. Охватило ощущение, что мы в каком-то нереальном мире – луч прожектора выхватывал натечные минеральные образования: сталактиты, сталагмиты и сталагнаты, которые создавались скульптором – самой природой - на стенах, потолках и склонах веками, а наша группа, понимая, насколько человеческая жизнь скоротечна в сравнении с этой пещерной вечностью, неуверенной цепочкой передвигалась по длинному мосту, ведущему в следующий зал пещеры. Кстати, в этом подземном мире было достаточно прохладно – всего +11 °С. Поэтому с собой на экскурсию желательно прихватить теплую одежду, да и обувь должна быть удобной… Перед входом в зал «Апсны» располагался четырехметровый сталагмит, а в самом зале - необычный пещерный «водопад». С тридцатиметровой высоты из отверстия в высокой отвесной стене «падает» огромный застывший каменный вал, а по гладкой поверхности кальцитовых «волн» струится вода. Всего нам удалось побывать в шести залах, и когда мы вышли из пещеры на свет Божий, то дорога (после того, как мы подкрепились в местной столовой) привела нас в ущелье Псырцха…
Грот-келья Святого апостола и мужской монастырь
По дороге в Новоафонский монастырь мы завернули к гроту Святого Симона Кананита. Заплатив 200 рублей за вход в заповедник, пошли вдоль русла реки Псырцха, и не могли пройти мимо святого источника, не окунувшись – рядом стояла раздевалка для такого случая, а вода просто обжигала холодом... Дорога к гроту по преданиям начиналась от того места, где апостол принял мученическую смерть от рук римских легионеров в 55 году – здесь мы увидели небольшой крест, высеченный из камня, а затем и сам грот, расположенный в отвесной скале, куда вела весьма крутая лестница с высеченными каменными ступенями. Посередине грота находился большой камень, который по преданию Святой апостол использовал в качестве стола и ложа – здесь приходит осознание насколько скудным и суровым было существование человека, который отрекся от материальных благ ради души…
Выйдя из ущелья, мы направились в Новоафонский монастырь святого апостола Симона Кананита. Золотые купола обители, сверкающие на солнце, величественно проступали среди местных живописных горных пейзажей. Всего здесь шесть храмов: Вознесения Господня, Андрея Первозванного, церковь иконы Божией Матери «Избавительница», а также храмы в честь преподобных отцов афонских и мученика Иерона и грандиозный Пантелеймоновский собор.
История основания Новоафонского монастыря уходит корнями на Старый Афон, в Грецию. С XI века там возвышается Пантелеймоновский монастырь, также известный как Россикон и традиционно считающийся «русским». Периодически монахам приходилось испытывать различные сложности и отражать нападения. В 1874 году над монастырем Святого Пантелеймона и вовсе нависла угроза закрытия. В то время греческое духовенство задалось целью получить полное владычество над Старым Афоном, поэтому присутствие русских монахов было нежелательным. Тогда настоятель Макарий был вынужден искать защитника в лице России. Архимандрит попросил Александра III выделить участок земли у Черного моря под строительство новой обители, и в 1874 году по распоряжению правительства и лично императора Пантелеймоновскому монастырю выделили 327 десятин земли на Новом Афоне, солидную сумму денег и право на вылов рыбы из реки Псырцха. Вдобавок, к дарованной территории прилагались руины храма Симона Кананита. Так зародился Новоафонский монастырь…
Продолжение следует
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев