Волжские зори

Камско-Устьинский район

16+
Рус Тат
2024 - Гаилә елы
Путешествия

КРОНШТАДТ: парк «Остров фортов» и морская экскурсия

После посещения главного военно-морского храма России наше путешествие по Кронштадту продолжилось в Музейно-историческом парке «Остров фортов» (+фото и видео).

Это новое общественное пространство - на территории в девять гектаров расположились прогулочная зона, аллея героев российского флота, посвященная русским мореплавателям и адмиралам, спортивные и детские площадки и другие развлечения. Парк выражает и дух времени: интересные архитектурные объекты соседствуют с патриотическими сооружениями в стиле советских мемориалов. Находится в парке можно сколько угодно без угрызений совести: места здесь хватит всем желающим. Вдоль залива стоят смотровые бинокли, в которые можно разглядеть красивые морские виды и Толбухин маяк — старейший в России…

Форт «Император Александр I» 
Оставив прогулку по парку напоследок, мы поспешили на причал, где нас ждала «Медуза», которая, несмотря на  свое скользкое название, оказалась симпатичным катамараном на 8 пассажирских мест (стоимость экскурсии - 1400 рублей на одного человека). Капитан Вадим – седовласый крепкий мужичок – раздал нам пледы, чтобы морской ветерок не охладил наш пыл к новым открытиям, и «Медуза» неторопливо, постепенно набирая скорость, отправилась в плавание.
Все знают знаменитый форт Бойяр (или Боярд) по одноименной телеигре… Грандиозное сооружение и прекрасный пример классического форта XIX века. Так вот, оказывается в 40 минутах от Петербурга  подобных крепостей аж пять. Более того, наш форт Александр I, к которому мы приблизились на катамаране, почти в два раза больше французского аналога. Вадим объяснил, что французский форт строился по чертежам наших инженеров, как копия кронштадского, и условием такого строительства было то, что Бойяр должен был быть гораздо меньше – так и случилось.  
Форт «Император Александр I» был построен в  1838-1845 годах. Мурашки бегут по коже, когда видишь эту громаду на расстоянии 20-30 метров… Огромная черная крепость и десятки темных пушечных окон — амбразур. Второе название — Чумной — форт получил после размещения в его казематах особой противочумной лаборатории. Вообще практически все форты вокруг Кронштадта расположены на искусственных островах.  Выбиралось стратегически нужное место, и начинали строительство. С  1838 года, после утверждения нового проекта императором Николаем I под руководством инженер-полковника Михаила Фон дер Вейде, под основание всего форта, чтобы укрепить землю, было забито  5335  12-метровых свай, пространство между которыми заполнили бетоном на основе гидравлической извести. По бетону начали кладку гранитных блоков. Летом 1842 года началась кладка стен из специально отобранного кирпича. Затем форт по всему периметру был одет гранитом. Торжественная передача форта от строительного департамента состоялась 27 июля 1845 года, форт был назван в честь брата Николая I — императора Александра I.
 Но форт знаменит не только тем, что был оборонительным сооружением. В 1896 годом он был исключен из реестра оборонительных сооружений, но не пропадать же такому добру? В конце XIX века многие страны мира охватила так называемая третья пандемия чумы. В 1897 году на базе Императорского института экспериментальной медицины была создана «Особая комиссия для предупреждения занесения чумной заразы и борьбы с нею в случае ее появления в России». Уединенный форт оказался наиболее подходящим местом для размещения Особой лаборатории (станции) по производству вакцины с использованием лошадей в качестве рабочего материала. Форт был реконструирован в 1897—1899 годах в основном за счет средств принца Александра  Ольденбургского. Его оборудовали паровым отоплением конюшен, лифтом для подъема животных и печью для их кремации. 27 июля 1899 года состоялось торжественное освящение станции. После этого на форте поселилось несколько врачей, а для связи с внешним миром ученым форта был выделен маленький пароход под названием «Микроб». Несмотря на строгий контроль, на территории лаборатории было две вспышки чумы – два доктора погибли, а двое заболевших вылечились. После этого даже после упразднения лаборатории за фортом осталось неофициальное название «Чумной форт».  В конце 1917 года культуры возбудителей чумы и холеры были вывезены в Саратов, где осенью 1918 года был создан первый в стране противочумный институт «Микроб»...

Форт «Пётр І» (Цитадель) и восхождение на маяк
А маяки? Их тоже много и все они соседствуют с фортами.  Вообще, фортов и батарей в Кронштадте значительно больше и всего их более 30.    
В 1721 году Петр потребовал защиты кораблей, находящихся в гавани, от обстрелов с моря. Строится новая батарея — «Цитадель». Форт строился на ряжах и имел внутреннюю гавань.  Ряжи – это  деревянные срубы-короба, заполненные камнями. Их возводили на льду над тем местом, где собирались строить форт. Лед проваливался (или его прорубали) и ряж опускался на дно в точно установленном месте. Ряж за ряжем - так и строился искусственный остров - фундамент для форта. В 1824 году Петербург и Кронштадт подверглись разрушительному наводнению. Большая часть укреплений Кронштадта была уничтожена либо серьезно пострадала, не избежал этого и деревянный форт. И восстановление города начинается именно с Цитадели. Решено было перестроить его в камне. По сравнению со старой крепостью были добавлены новые сваи и бетонное основание, что значительно укрепило форт «Пётр І» - один из самых старых каменных фортов Кронштадта, который немногим уступал форту Александр в размерах. Здесь еще и первые русские мины собирали. 
Вадим рассказал нам, как работает система створных знаков и маяков, и чтобы подкрепить теорию практикой мы вышли на острове с большим маяком. Каждый из нас мог подняться на самый верх по крутой винтовой лестнице и полюбоваться потрясающим видом.  Правда, с каждым крутым витком лестницы страх высоты начинал мне напоминать о себе, а на самом верху маяка, где была расположена смотровая площадка, моей смелости хватило лишь слегка выглянуть. Но нашлись смельчаки (и в нашем семейном экипаже), вышедшие наружу и увидевшие с высоты птичьего полета «окно в Европу», которое прорубил столетия назад  Петр I – такой поступок вызывал с одной стороны восхищение, а с другой – беспокойство и неудержимое желание спуститься вниз. Зато как приятно было вновь запрыгнуть в «Медузу» и «по морям, по волнам», как в известной песенке продолжить наше незабываемое морское путешествие...

Два километра под водой
Ну, вот прогулка по Финскому заливу и завершилась, мы поблагодарили нашего капитана и отправились в парк «Остров фортов» - современный и очень комфортный для отдыха и полезного времяпровождения. Затем мы погуляли по городу, где нам повстречалась оригинальная скульптура – «Дерево желаний». Металлический ствол с ухом, куда надо говорить свои желания, на ветвях - три мудрые совы с табличками «Любовь», «Здоровье», «Успех», а наверху - гнездо, куда надо забросить монетку, чтобы желание сбылось. А это не так просто, высоко гнездо расположено – в общем, бросали долго. Кстати, мое желание исполнилось…
 Наступал вечер, и мы выехали из Кронштадта – на этот раз дорога прошла через подводный тоннель, который  пролегал под Финским заливом. Зрелище было достойное фантастических фильмов – неожиданно ты и твой автомобиль оказываешься в тоннеле, причем не в горной местности, а  на глубине более 25 метров от поверхности моря -  ярко освещенная дорога, а над тобою – Финский залив. Подводный тоннель до Кронштадта запустили в эксплуатацию в 2011 году, протяженность его – 1961 метров. Именно запуск этого тоннеля сделал КАД действительно кольцевой дорогой…
А через сутки с небольшим мы уже заезжали в родной поселок – наше путешествие завершилось,   спидометр констатировал почти 4500 километров пройденного пути, которые для нас были связаны с интересными встречами и незабываемыми впечатлениями о нашей удивительной стране, в которой все мы живем… 

 

 

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Галерея

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: путешествия