Испытано на себе: гора, каньон и город-герой
Третий день нашего пребывания на Крымском полуострове начался в Ливадии, откуда мы планировали совершить экскурсию на гору с загадочным названием Ай-Петри.
Утро выдалось явно мудренее вечера: наш автомобильный экипаж решил самостоятельно покорить Ай-Петри, не прибегая к услугам таксиста - 4000 рублей явно пробили бы брешь в кармане нашего бюджетного путешествия. И вот наше старенькое авто покатило по серпантину Крымских гор. Первое, что бросается в глаза, так это предупреждающие знаки о том, что дорога закрыта. Реально проезд открыт и движение здесь довольно интенсивное. Вообще дорога необычная и интересная: почти полностью идет через лес, и обзор соответствующий. Есть несколько остановок по пути на горное плато, откуда открываются живописные виды на Ялту и окрестности – одно из них «Серебряная беседка» на горе Пендикюль (высота 865 м). Беседка представляет собой ротонду со смотровой площадкой, построенную в честь строителей дороги Ялта — Бахчисарай. В морозные зимние дни беседка покрывается инеем и искрится в лучах солнца, за что и получила свое название. Полюбовавшись на горные пейзажи и раскинувшееся внизу море, продолжаем наше «автовосхождение». Вершина становится все ближе и ближе, а деревья все ниже и ниже. Перед каждым изгибом и поворотом серпантина здесь нужно быть готовым к внезапному появлению встречной машины, - водителям с небольшим стажем вождения весьма рискованно отправляться в такую поездку… Но вот наконец мы выезжаем на огромное плато, на котором расположился поселок с говорящим названием - Охотничье. Действительно, кому еще в голову придет жить на горе высотой 1234 м…
Кстати, слово «Ай» в переводе с греческого означает «святой», а «Петри» – «Петр», значит, мы на горе Святого Петра. Многочисленные кафешки зазывали дымком и запахами «восточной и европейской кухни». Оставив машину на стоянке, направляемся на смотровую площадку, которая находилась на скале Шишко. Рядом - памятник, где похоронены партизаны ялтинского отряда, погибшие в бою с немцами 13 декабря 1941 года. Горы утопали в облаках, и пейзажи покоряли красотой, от которой захватывало дух. Вдали, на вершине горы Бедене-Кыр (1301 метра) виднелись радиотехнические «купола» - стратегический объект, а сама Ай-Петринская яйла – вершинное плато - была сурова и в тоже время живописна. Горный воздух, да и понимание, что практически находимся в облаках, кружили голову. Мы доехали до конечной станции канатной дороги, правда, оставили машину, не доезжая до нее, так как стоянка на территории станции платная. Посмотрели на огромную очередь, выстроившуюся к кабине, представлявшей закрытый вагончик, скользящий по канату – в общем, не особо привлекательно… От местного таксиста Жени узнали, что спуститься с горы вниз можно по дороге на Бахчисарай, - то есть Ялта и море остаются по другую сторону перевала, а мы через Бахчисарай выезжает на трассу Таврида – прекрасная возможность сократить путь.
И вот мы уже катимся по дороге Ялта – Бахчисарай, представляющей такой же серпантин, как и при подъеме на гору, но более разбитая. Проехав более половины пути, останавливаемся - здесь, если пройти немного в сторону от Бахчисарайского шоссе, находится Большой Крымский каньон. Каньоны – это очень глубокие ущелья с отвесными скалистыми боками и узким низинным проходом, по которому обычно протекает горная речушка. Наиболее известные каньоны находятся в Европе и Америке, но и Крыму в этом отношении есть чем гордиться! Эта удивительная природная достопримечательность образовалась здесь примерно два миллиона лет назад в результате мощного тектонического разлома. А по дну каньона течет горная речка Аузун-Узень, образованная из мелких горных ручейков и подземных источников. Здесь проходит туристическая тропа через Голубое озеро, Яблоневый брод, Источник Пания, и в конце маршрута - Ванна Молодости. Ванна оказалась глубоким котлом, наполненным родниковой водой, ее температура 8 градусов. Заманчивое название Ванны сподвигло меня, переодевшись в футболку мужа, окунуться – купальника с собой не было, а омолодиться очень хотелось. Туристов в каньоне было довольно много, но почти два километра довольно сложной по проходимости тропы кого-то могут утомить... Нас же этот поход взбодрил, - в своем геологическом прошлом и не такое повидали - и на обратной дороге, решив подняться выше в гору, мы вышли на шоссе совершенно в другом месте. Меня охватила растерянность – где наша машина и куда теперь идти? - но главный рулевой нашего экипажа не унывал, и мы благополучно добрались на исходную точку. Разожгли плиту, сварили свежую картошку и, плотно перекусив, продолжили спускаться на Бахчисарай. Шикарные виды Крымских гор мелькали за окном нашего автомобиля и вот уже и сам Бахчисарай. Из-за своей архитектурной разноликости и богатого исторического прошлого Бахчисарай получил название - «город пяти веков».
Вот уже третий день нашего пребывания на полуострове подходил к концу. Выехав на трассу «Таврида», которая нас вновь привела в Симферополь, мы покатили в сторону Крымского моста – пришла пора возвращаться домой. Красавец-мост светился огнями – вечерело. На выезде все обочины дорог буквально завалены арбузами, дынями и персиками, чего не скажешь о самом Крыме. Закупившись южными фруктами, устроились на ночлег по-походному – в машине. А на следующий день после обеда подъезжали уже к Волгограду – героическому городу, где состоялась одна из главных битв Великой Отечественной войны - Сталинградская битва. По навигатору, немного поплутав, мы вышли к Музею-панораме "Сталинградская битва", к которому относится Мельница Гергардта - одно из зданий, разрушенных в ходе битвы, которое специально не стали восстанавливать в память о войне. Четырехэтажная Мельница зияла пустыми глазницами окон, и при виде такой разрухи охватывает ужас – таким был Сталинград в 1943 году. Пройдя по площади, где выстроилась боевая техника военного времени, мы продолжили свой путь к Мамаеву кургану. Еще в далеком детстве собирала открытки с изображением одного из главных памятников мужеству наших людей и великой Победе, но никогда не была здесь. И вот перед нами история - именно здесь, с сентября 1942 по январь 1943 года велись самые ожесточенные бои. Каждая из воюющих сторон пыталась любой ценой взять и удержать стратегически важную высоту, обозначавшуюся на военно-топографических картах как «высота 102.0». Даже через несколько лет после окончания войны на Мамаевом кургане не росла трава, он выглядел безжизненным. Осколки снарядов, мин, воронки от взрывов истребили здесь всю растительность. На входе в зал воинской славы читаем: «Фашистские вояки хотели увидеть Волгу: Красная Армия дала им эту возможность...». Внутри зала по его периметру мозаикой выложены 34 знамени с именами 7200 погибших защитников города и надпись: «Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной матерью-Родиной». И вот она - Родина-мать, с обнаженным мечом в руке, призывающая народ встать на защиту Отечества. От подножия кургана к вершине ведет лестница из 200 гранитных ступеней - именно столько дней длилась Сталинградская битва…
Грандиозное и величественное сооружение еще долго всплывало в памяти и не давало покоя – какой же высокой ценой был дарован нам – потомкам – мир и просто возможность жить.
Отъехав от Волгограда, попали в пробку из большегрузов. Уже вечерело, чтобы не терять свое время в ожидании, съехали с трассы, поставили палатку в лесочке и приготовили себе ужин. Звездное небо, ночь – когда-то здесь полыхала огнем земля, а теперь вдали горят огни мирного города, в котором дети не знают, что такое война…
Проснувшись в ночи следующего уже дня, мы мчались по опустевшей ночной дороге – вот и наступил день моего рождения. Главный свой подарок – путешествие – я уже получила, Игорь Николаев напевал «Твой день рождения», а вдаль уходила самая лучшая дорога – дорога домой.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев