Геленджик: морская прогулка к сухогрузу «Рио»
Завершаем наши осенние путевые заметки по Краснодарскому краю: на второй день нашего пребывания в курортном городе Геленджик мы решили, что пришла пора путешествовать не только по суше, но и по морю.
Утро в южном городе выдалось безмятежно солнечным, и даже заставленная машинами улица не вызывала раздражения, – витающий в воздухе запах моря напоминал, что впереди у нас еще один беззаботный день на Черноморском побережье. Свой автомобиль накануне поздно вечером перепарковали на окраину рыночной площади, - места здесь освободились, так как основная часть торговцев разъехалась, и мы надеялись, что этот маневр сэкономит наши расходы по парковке. Надежды оправдались…
«Саламандра» отправляется в плавание
А на площади у набережной намечалось празднование. Оказалось, что сегодня, 13 сентября – 86 лет Краснодарскому краю. Именно в этот день в 1937 году Азово-Черноморский край разделился на Краснодарский край и на Ростовскую область. Артисты в красочных национальных костюмах, песни, прославляющие родные просторы и его народ, - все было готово к торжеству. В честь праздника молодежь развернула флаг края и в небо был запущен сине-красно-зеленый залп…
Но нам уже надо было спешить на причал: в 10.30 отплывал теплоход, названный довольно экзотично (в честь амфибии) - «Саламандра». Билеты были куплены в кассе (1300 рублей на каждого), и вот мы по трапу заходим на вместительное двухпалубное судно. На верхней палубе мы расселись за столики, а энергичный парень-экскурсовод познакомил нас с командой «Саламандры», особо заостряя внимание на бармене. Кстати, на теплоход алкоголь с собой проносить запрещается и отнюдь не из-за заботы о здоровье пассажиров, - в баре можно было приобрести напитки на любой вкус и цвет, правда, ваш кошелек в итоге стремительно худеет, а бармен, соответственно, подсчитывает доходы.
И вот теплоход отчалил под шутки-прибаутки ведущего нашей морской прогулки, - мы отправились в четырехчасовое плавание, где конечной целью был выброшенный на берег сухогруз под романтичным названием «Рио» …
История курорта и его названия
Теплоход мерно набирал обороты, - по мере отдаления от причала на горном хребте в лучах солнца можно было рассмотреть большие буквы названия города – ГЕЛЕНДЖИК и поклонный крест, а наш гид знакомил с историей этих благодатных мест.
Территория нынешнего Геленджика и его окрестностей была заселена с древнейших времен. Вдоль побережья из Феодосии в Иран и Китай через Геленджик проходил караванный торговый путь, и в 18-19 веках здесь находился один из центров работорговли, которая прекратилась, когда эти земли отошли к России. При турках Геленджик получает свое современное звучание, которое в 15 веке произносилось как Календжик от адыгского местного звучания «Хъулъыжъий». Причем, если в местном переводе это означало – «небольшое пастбище», то в тюркском переводе это приобрело значение – «белая невесточка» (в давние времена турки увозили отсюда местных жительниц в свои гаремы, а «gelin» по-турецки «невеста»). На центральной набережной города стоит скульптура «Белая невеста», установленная 10 лет назад, - она сразу стала символом города…
После одной из многочисленных русско-турецких войн начала 19 столетия был подписан Адрианопольский мирный договор, давший России право на усиление своего влияния в Причерноморье, а последовательное образование русских укреплений на побережье стало одной из страниц продолжительной и тяжелой Кавказской войны. В 30-х годах 19 века появилось российское военное укрепление и в Геленджике. По версии некоторых литературоведов, сосланный за стихотворение «Смерть поэта» Михаил Лермонтов, направляясь в Ольгинское укрепление, прибыл в Геленджик через Тамань, той же дорогой, что и его персонаж Печорин. Лермонтову на набережный уставлен памятник, а сама набережная названа Лермонтовским бульваром. Бывал ли Лермонтов в Геленджике неизвестно, но вероятность этого существует…
Во время Великой Отечественной войны, с осени 1942 года, Геленджик почти на год становится прифронтовым городом, - линия фронта проходила по восточной новороссийской окраине, которая находилась в 40 километрах от Геленджика. Все санаторно-курортные подразделения города были превращены в военные госпиталя. Здесь же формировались военные отряды для отправки на фронт. Именно из Геленджика на занятое фашистами побережье Новороссийска в одно февральское утро 1943 года отправился героический десант добровольцев с командиром - майором Цезарем Куниковым. Сегодня этот героический эпизод обороны Новороссийска известен как оборона Малой земли. Сам же майор, организовавший беспрецедентный захват и оборону плацдарма, был вскоре тяжело ранен и умер в геленджикском госпитале. Всего же в течение той кровопролитной войны Геленджик потерял две тысячи своих жителей на полях сражений и в госпиталях. Когда окончилась Великая Отечественная, город начал залечивать раны, восстанавливаться, и уже в начале 70-х годов Геленджик официально превращается во Всесоюзный курорт, который и сегодня является одним из самых востребованных.
Сухогруз «Рио» и заплыв в открытом море
Неожиданно наш гид выкрикнул: «По правому борту дельфины…», а после того, как все сорвались с мест в надежде увидеть морских обитателей, добавил с улыбкой: «… сегодня не появятся», - пассажиры рассмеялись шутке и продолжили радоваться солнечному дню, морским просторам и прибрежным пейзажам.
И вот уже на горизонте замаячили внушительные танкера, ожидающие очереди в порт Новороссийска – на разгрузку или, наоборот, на загрузку, о чем можно было судить по ватерлинии, указывающей осадку судна. А на берегу - сухогруз «Рио», которому катастрофически не повезло 5 лет назад. 12 декабря 2018 года грузовое судно под флагом Тоголезской республики (Того), Западная Африка, по пути в ближайший терминал Новороссийского порта попало в сильный шторм. Капитан подал сигнал о помощи, но береговые службы из-за непогоды не в силах были помочь. В итоге сухогруз с оторвавшимся якорем и пустыми трюмами был выброшен на берег. Команда состояла из 21 человека (граждане Сирии и Румынии), - они во время происшествия не пострадали. Компания, которой судно принадлежало, получила страховку и отказалась от демонтажа. «Рио», что в переводе с португальского означает «река», безмолвно возвышался, как памятник природной стихии, с которой человек не смог справиться, и, скорее всего, из-за высоких затрат на транспортировку, «Рио» повторит судьбу турецкого «Зия Коч», выброшенного на мель в 2007 году почти в том же месте, от которого сейчас осталось только дно, остальное распилили…
Сделав с палубы фото сухогруза с незавидным прошлым и непонятным будущим, наша «Саламандра» развернулась и направилась по сверкающей в солнечных лучах морской глади в обратный путь. И вот уже легендарные Белые скалы, могучие скалистые обрывы, спускающиеся в Черное море, а затем в Голубой лагуне самые решительные из нас могли запрыгнуть в морскую «бездну» с изумительно чистой водой бирюзового цвета. «Женщина, Вас сейчас унесет! Держитесь за буй!» - оказалось, крики матроса теплохода были обращены ко мне. Радость и эйфория от морской невесомости сменилась некоторым беспокойством, - действительно, я барахталась на одном месте, а буй, спущенный для безопасности, никак не приближался. Приложив немалые усилия, я все-таки справилась с течением, а через полчаса наш заплыв завершился, и все его участники благополучно поднялись на борт судна с незабываемыми эмоциями от экстремального купания.
А затем был теплый вечерний Геленджик с морским прибоем, праздничная набережная, уличные музыканты, - и охватывала легкая грусть: вот уже путешествие и заканчивается. Но в эти осенние дни мы, преодолев более 4000 км дорог, вновь убедились, как разнообразна и велика наша Россия…
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев