БАМ: здесь живут мои друзья...
И вот поезд «Кисловодск-Тында» делает остановку на станции Олёкма, что для меня звучит, как станция «Юность», в которую, оказывается, можно возвратиться через годы расставания.
Когда-то, в середине 90-х, будучи учителем музыки в Олёкминской школе (вот такой неожиданный поворот судьбы случился: из геолога в служительницу муз), вместе с учениками на последний звонок мы подготовили песню об Олёкме по мотивам известной песни «Московские окна». «Я в Олёкму верю и люблю, и свои я чувства не таю. Здесь живут мои друзья, и, дыханье затая, в родные лица вглядываюсь я…» - пели мы с десятиклассниками, не догадываясь, насколько эта песня будет созвучна мне тридцать лет спустя.
Здесь живут мои друзья
В этот день я наконец-то поняла, что означает избитая, казалось бы, фраза: «сердце готово было вырваться из груди». И не только поняла, я это чувствовала, когда видела из окна поезда, замедляющего свой ход, до боли знакомые пейзажи и родные лица встречающих меня на перроне олекминцев…
«Рельсы упрямо режут тайгу, дерзко и прямо в зной и пургу. Веселей, ребята, выпало нам строить путь железный, а короче – БАМ!» И вот эти ребята из 80-х – Ольга и Саша Мощенко, которым выпало не только строить путь железный, но и до сих пор жить на нем, подхватили со мной эту песню, а пассажиры поезда, вышедшие на остановке покурить, с улыбкой наблюдали за нашей долгожданной встречей…
На БАМ по комсомольской путевке
Апрель 1986 года. Выпускник Ворошиловградского (Луганского) техникума транспортного строительства Александр Мощенко, направленный по комсомольской путевке на БАМ, впервые ступил на землю, на которой среди бескрайней тайги выстраивался поселок с красивым, но необычным для ростовского паренька названием – Олёкма. Тогда Саша, родиной которого была станица Мальчевская Ростовской области, и подумать не мог, что этот далекий и суровый сибирский край станет его судьбой.
Молодого техника-строителя, имевшего специальность «изыскание и строительство железных дорог» сразу же поставили мастером пути строительно-монтажного поезда №698, затем - инженером-геодезистом, так что «строить путь железный» ему выпало не в песне, а в реальной жизни, причем в сложнейших климатических условиях на территории вечной мерзлоты, когда каждый метр пути давался потом и кровью …
Первая встреча и комсомольская свадьба
А через несколько месяцев в Олекме появилась симпатичная девушка Оля из села Уркан Тындинского района. Вместе с подругой Аней они приехали в поселок по распределению после окончания Благовещенского педагогического института.
Ольгу в гостинице заприметил работавший с Александром геодезист из Ленинградского проектного института, который жил по соседству. Вот он и решил познакомить Сашу с приезжей учительницей, аргументируя свой выбор тем, что: «Она похожа на тебя!»
В один из вечеров Александр по приглашению друга после работы зашел в гостиницу, а навстречу ему выбежала Ольга.
«Слышу, Степан Алексеевич зовет меня, я и выскочила, а там незнакомый парень», - так описывает встречу с суженым Ольга Викторовна. А через год они уже принимали поздравления на своей свадьбе. Шел 1987-й год - второй год антиалкогольной кампании Горбачева, поэтому свадьба была не только комсомольской, но еще и безалкогольной. Из Благовещенска на съемку столь актуального для комсомольской стройки события приехали телевизионщики, и фильм о молодежной и безалкогольной свадьбе в таежном поселке Олекма был показан на региональном телевидении. Правда, как вспоминает невеста, горячительные напитки, причем разной крепости, изобретательные комсомольцы залили в умывальники, так что свадьба прошла на славу…
Дорога, что стала судьбой
Там временем, работая на Байкало-Амурской магистрали, Александр участвовал не только в строительстве дороги, но и строил школу в поселке Нюкжа, станцию Жанна в Читинской области, заводы в поселке Восточный и в городе Томмот. В девяностые перешел в ПЧ - путевую часть железной дороги (дистанция пути) бригадиром, а с конца девяностых наш герой работает начальником участка пути. Александр Иванович – почетный железнодорожник РЖД и занесен на Доску почета Дальневосточной железной дороги, в декабре прошлого года стал делегатом 4 съезда железнодорожников в Москве.
А Ольга большую часть своей трудовой биографии посвятила обучению грамоте детей бамовцев в начальной школе. И они с благодарностью вспоминают свою учительницу Ольгу Викторовну, которая учила их не только читать и писать, но и познавать окружающий мир, учила умению трудиться, не позволяя душе лениться.
Здесь нет зависти и злости
И вот лето 2024-го, и мы вместе идем по Олекме, которая с годами стала только краше: появились новые детские и спортивная площадка, поселок стал более зеленым и благоустроенным. Как в песне, я вдруг попала «на нашу улицу в три дома, где все просто и знакомо, на денек…»
А улица в Олекме, действительно, одна – 70 лет Октября, а домов – 10, но здесь всё так же, как и раньше «без спроса ходят в гости, нет зависти и злости… где рождение справляют и навеки провожают всем двором…»
И до позднего вечера мы общались под дымок костра на уютной «фазенде» (так в 90-е после выхода на наши экраны популярного бразильского сериала «Рабыня Изаура» мы называли свои дачи), пели песни, вспоминали былое и, танцуя под неувядающие песни 80-х, махали поездам, что под мерный стук колес шли и шли по дороге железной, которая «как ниточка, тянется, а то, что построено, всё людям останется…»
Продолжение следует
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев