БАМ: за туманом, за мечтами и за запахом тайги
И вот уже пятый день моего путешествия: поблагодарив проводницу за приятную во всех отношениях поездку, я вышла на станции Хани, где Байкало-Амурская магистраль заскакивает в Якутию вдоль самой её границы.
И хотя моросил дождик, а моя одежда, рассчитанная на жаркое лето, не совсем соответствовала погодным условиям, - радости не было предела: дикая красота окружающей природы просто завораживала, а навстречу мне спешили мои друзья.
И с ними на все времена: Любовь, Комсомол и Весна
Анатолий и Елена Сорокины, с которыми я знакома благодаря БАМу, и сами впервые встретились на стройке века. В январе 1986 года 20-летняя Лена Сорокина, уже имевшая специальность «проводник международных поездов», приехала на станцию Олекма. На БАМе нужны были не только проходчики, лесорубы и путеукладчики, поскольку строили не просто железнодорожную магистраль - строили поселки и города со всей инфраструктурой: больницы и поликлиники, магазины и столовые, школы и детские сады, клубы и кинотеатры. Так вот, Елена и стала активной участницей строительства трехэтажных благоустроенных домов в поселке, в которые затем переезжали из временного жилья бамовцы.
А это были, в основном, молодые люди комсомольского возраста и разной национальности: русские, азербайджанцы, украинцы, белорусы, татары, ставшие в этих суровых сибирских краях одной большой семьей – и в печали, и в радости, и в труде, и на отдыхе. Конечно, комсомольцы не только одной работой жили – клуб и спортзал не пустовали: после трудового дня или трудовой недели молодые люди и в кино, и на танцы заглядывали, да и спортом заниматься успевали. В спортзале и приметил девушку Анатолий, приехавший на БАМ из Баргузинского района Бурятии. После службы в армии он решил отправиться на стройку, о которой говорила и пела вся страна, здесь и произошла его судьбоносная встреча с будущей женой…
Место рождения - БАМ
Чтобы обратить на себя внимание понравившейся ему девушки, молодой человек зазвал друзей, а с ними и Лену, на свой день рождения, которое было, кстати, совсем не в этот день, но повод-то нужен был. А через несколько месяцев в бамовском поселке Олекма появилась еще одна молодая семья, у которой вот уже 37 лет одна судьба на двоих.
Анатолий 14 лет проработал на железной дороге: в ШЧ – шунтовой части (дистанция сигнализации и связи) и в ПЧ – путевой части (дистанция пути). ШЧ и ПЧ – это железнодорожные сокращения, которые изначально были телеграфными адресами, так как основным средством связи на железной дороге был телеграф. Имея специальность водителя и машиниста автокрана, наш герой работал и в Тындатранстрое, и в ГлавБамстрое.
А Елена со временем заочно получила педагогическое образование и стала воспитателем в местном детском саду, а затем и в школе на уроках труда учила детей создавать своими руками декоративные изделия, рисовать, заниматься творчеством. Ее ученики с благодарностью вспоминают своего педагога, которая в небольшой школе таежного поселка приобщала их к искусству рукоделия.
И это только одна история семьи, местом рождения которой стал БАМ, и где затем появились их дети. Так что строилась не только дорога, но и семьи. Причем, в отличие от дороги - семей на стройке века создавалось множество…
За туманом и за запахом тайги
А наше место встречи – станция Хани - довольно уникальное. Во-первых, это единственный поселок Саха-Якутии на большом БАМе. Кроме того, в Ханях стыкуются Восточно-Сибирская и Дальневосточная железные дороги.
Отсюда 2380 километров до Иркутска (управление первой дороги), 2380 километров до Хабаровска (управление второй дороги). Как видим, удивительное совпадение в расстояниях, но и это не главное. Главное, что здесь удивляет – красота сопок, что как скалы окружают поселок в несколько пятиэтажных домов, и совсем рядом - настоящая тайга.
Бесконечная, с чистейшей рекой Хани и озером под стать этой дикой, и в то же время такой совершенной природе с особым запахом, который заставляет сердце биться чаще.
Как это у Юрия Кукина: «Ты представь, что это остро, очень остро: горы, солнце, пихты, песни и дожди… А я еду, а я еду за туманом, за мечтами и за запахом тайги…»
Вот я и приехала: сопки, сосны, запах тайги, а впереди – Олекма…
Продолжение следует
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев