Волжские зори

Камско-Устьинский район

16+
Рус Тат
2024 - Гаилә елы
Путешествия

БАМ: путевые заметки под стук колес

«Рельсы упрямо режут тайгу, дерзко и прямо в зной и пургу», - 27 апреля 1974 года с Ярославского вокзала Москвы отправился первый отряд комсомольцев на строительство Байкало-Амурской магистрали, которая сквозь дебри и топи пробьется к богатствам Сибири.

И вот уже стройке века 50, а с железнодорожного вокзала Казань-2 ранним утром отправляется  поезд Москва-Улан Удэ (Тында), - я еду в таежный бамовский поселок Олёкма, где не была (даже не верится) 20 лет.

Путешествие начинается
На БАМ наша семья переехала в начале 90-х из Якутии, которая граничит с Амурской областью, и Олёкма приняла нас, как своих, став для сыновей местом, где прошло их детство. Удивительной красоты сибирская природа, чистые прозрачные реки, торопливо несущиеся мимо сопок, возвышающихся на  горизонте, и ни с чем не сравнимый запах тайги и свободы.

Но главным, конечно же, были люди, для которых эта железная дорога стала дорогой их жизни. Поэтому, когда глава поселка Светлана Сиразова пригласила на праздник, посвященный юбилею БАМа, долго не раздумывала: электронные билеты Казань – Олёкма туда и обратно в плацкартный вагон (путешествуем эконом-классом) были куплены за 24 000 рублей. И это я уже по сложившейся традиции сообщаю нашим любознательным читателям стоимость дорожных расходов. Так что путь мне предстоял неблизкий - 4205 км, которые надо было преодолеть за 4 дня…

История строительства
Байкало-Амурская магистраль (БАМ)- уникальная железная дорога, проходящая через Восточную Сибирь и российский Дальний Восток, имеет длину 4324 км и является одной из крупнейших в мире железнодорожных магистралей. Проходит от Тайшета до Советской Гавани и пролегает по территории Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии и Якутии, Хабаровскому краю. После начала СВО БАМ получил «второе дыхание» — его значение для торговли с Восточной Азией трудно переоценить.
А сама идея проложить альтернативный маршрут Транссибирской железнодорожной магистрали появилась еще в царской России XIX века, именно тогда туда была отправлена первая экспедиция. Но слишком сложно было строить дорогу в этих местах.
К вопросу о строительстве параллельной Транссибу линии, проходящей на удалении от границы, вернулись уже в 1924-м, вскоре после окончания гражданской войны: этот вопрос был поднят на Совете труда и обороны СССР. Затем в 1930 году проектным организациям страны была поставлена задача  начать разработку проекта дороги, которая тогда впервые получила привычное ныне нам название «Байкало-Амурская магистраль». Но сразу же было выявлено главное препятствие — недостаток рабочих рук и нежелание вербованных ехать в эти суровые края. Поэтому стройку передали особому управлению ОГПУ, и силами заключенных (в основном) началось сооружение трех соединительных линий от Транссиба к трассе БАМа. Во время и после войны были сооружены начальный, от Тайшета до Лены (начало 1950-х), и концевой, от Комсомольска до Совгавани (середина 1940-х), участки. Велось строительство и в начале 1950-х, но после смерти Сталина стройка была сразу же заморожена…


Всесоюзная ударная комсомольская стройка
К проекту БАМа как целостной сквозной магистрали всерьез вернулись уже при Брежневе. В 1974 году началось активное строительство дороги сразу по многим направлениям. В апреле на XVII съезде ВЛКСМ БАМ был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.


Вернулись к проекту потому, что как раз в это время был сильный разлад с Китаем, который в те годы был противником СССР, и нужна была стратегическая магистраль северней угрожаемых пограничных районов, где проходил Транссиб. Большую роль стала играть и экономика освоения крупных месторождений близ БАМа — поэтому был построен еще и «малый БАМ» до Нерюнгри, где стали осваиваться крупные угольные районы. В зоне магистрали быстро развивались лесозаготовки и лесопереработка, медные месторождения, золотодобыча. Смычка рельсового пути и укладка «золотого звена» была совершена в 1984 году на станции Балбухта и станции Куанда. Но в постоянную эксплуатацию БАМ был принят в 1989 году, а полным завершением брежневской стройки можно считать 2003 год, когда был достроен Северомуйский тоннель и БАМ в однопутном варианте для тяжелых составов был готов весь целиком.
И вот уже в 5 утра я стою на железнодорожной платформе в ожидании поезда, рядом увесистый рюкзак с вещами и сумка с продуктами,

и легкое приятное волнение бодрит: впереди меня ждет край, где я была в последний раз 20 лет назад…

Продолжение следует

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Галерея

Оставляйте реакции

3

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: путешествия