БАМ: мы едем, едем, едем в далекие края
Итак, ранним июльским утром на вокзале Казань-2 я села в вагон поезда, следующий из Москвы в Тынду, по праву считающейся столицей Байкало-Амурской магистрали, и отправилась в 4-дневный путь в далекий таежный поселок Олёкма.
Казань осталась позади, а впереди - 4205 км
- Меня зовут Елена, - представилась проводница и еще раз проверила паспортные данные севших в Казани пассажиров, с которыми ей предстояло провести не один день в пути. Билеты давно уже электронные, поэтому при входе нам достаточно было предъявить лишь паспорт: проводник находит ваши данные в своем мобильнике и указывает место в вагоне.
Моими соседками по купе плацкартного вагона стали сестры Ольга и Людмила – приятные дамы бальзаковского возраста, которые приезжали в Татарстан в гости к племяннице, а теперь возвращались в Усть-Илимск Иркутской области. Они были в восторге от природных, культурных и исторических достопримечательностей нашей республики, которые смогли увидеть и которые оставили у них сильнейшие впечатления. Правда, они недоумевали, почему поезд стоит всего 4 минуты в таком большом городе, как Казань, но, тем не менее, мы все успели благополучно загрузиться, и вот уже поезд отправился, постепенно набирая ход и оставляя позади еще один город.
Сверху свесилась взлохмаченная голова парня, которого мы разбудили в этот ранний час своим приходом, но мерный стук колес вновь усыпил его…
Комфортная обстановка и хорошая книга
Белье сухое и чистое, кондиционер работает, кипяток всегда в наличии, биотуалеты действуют круглосуточно, не закрываясь на остановках, информационное табло сообщает о температуре в вагоне и местном времени, и даже окна в купе открываются – к этому привыкли уже нынешние пассажиры. А вот двадцать с лишним лет назад о таком и не мечтали – каждое лето, загружаясь с детьми и кучей сумок в довольно неопрятные и душные вагоны, надо было быть готовыми провести в духоте не одни сутки, так как кондиционеров вообще не было, а окна - наглухо забитые. И это только один момент для сравнения, как мы добирались из Сибири в Казань или в Москву и дальше, когда путь мог занимать неделю. Правда, подросшие сыновья вспоминают эти ежегодные путешествия как увлекательные приключения, с чем несколько расходятся мои впечатления…
Так что, расположившись удобно на верхней полке, в комфортной температурной обстановке (на улице +30, в вагоне +23), да еще и с толстой и, главное, очень интересной книгой в руках, я оторвалась от обыденности, домашних дел и почувствовала свободу, которую ощущаешь только в юности. Да это и неудивительно, ведь под стук колес я ехала туда, где эта юность и прошла – на БАМ…
Железные дороги России
Хотя ехали мы по Российским железным дорогам, но у РЖД есть свои филиалы. Так, до Екатеринбурга – это Горьковская дорога, что связывает Центральный, Северо-Западный и Северный районы России с Поволжьем, Уралом и Сибирью. К слову, в состав ОАО «РЖД» входят Восточно-Сибирская, Дальневосточная, Забайкальская, Западно-Сибирская, Калининградская, Красноярская, Куйбышевская и Московская железные дороги. И не удивляйтесь, что в этом списке нет БАМа - в июле 1996 года коллегией министерства путей сообщения страны было принято решение о разделе Байкало-Амурской железной дороги: восточный участок был передан Дальневосточной железной дороге, а западный — Восточно-Сибирской.
Тем временем за окном менялись пейзажи и станции: Можга, Агрыз, Красноуфимск, а вот и Екатеринбург (2 часа ночи по местному, у нас в Татарстане - полночь). Сюда добирался Слава – пассажир с соседней верхней полки, весьма словоохотливый паренек. Он учитель математики и физики в подмосковной школе и приехал в отпуск к маме, которая живет в Екатеринбурге — городе-миллионнике, расположенном на сухопутной границе Европы и Азии. В прошлом году городу исполнилось 300 лет.
Место Славы тут же было занято Виталием – молодой мужчина ехал на вахту в бамовский поселок Новая Чара на Удоканское медное месторождение, расположенное южнее станции на хребте Удокан. Это крупнейшее в стране и третье в мире месторождение по запасам меди.
Первый российский паровоз и провожающие
Тюмень, Омск, Барабинск, Новосибирск… Когда-то памятник в виде стоящего на пьедестале паровоза был редким явлением. Такой чести удостаивались наиболее заслуженные локомотивы, а остальные грустно ржавели на паровозных кладбищах. Но теперь на каждой уважающей себя станции российских железных дорог можно увидеть либо паровоз, либо электровоз, а в Барабинске, например, и то, и другое. Макет паровоза «Проворный», изготовленного в Англии в 1836 году, стоит на перроне Новосибирска – правда, он запрятан за стеклом.
Конечно, это защищает памятник от дождя, снега и праздношатающихся пассажиров, но рассмотреть его было сложновато.
Зато запомнилась мемориальная доска, посвященная сибирякам, ушедшим с этого вокзала на фронт во время Великой Отечественной войны, и скульптура женщины и мальчика – «Провожающие»…
Станции, пролетающие мимо, звались красиво и звучно: Юрга, Тайга, Ангарская, Мариинск – наш скорый поезд мчался по Сибири, до нулевого километра БАМа, что находится в Тайшете, оставалось чуть более 10 часов…
Продолжение следует
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев