Волжские зори

Камско-Устьинский район

16+
Рус Тат
2024 - Гаилә елы
Из истории района

Самая известная мечеть в районе

В своем материале  я основываюсь на исторических архивных материалах, воспоминаниях пожилых людей деревни, рукописях моей мамы Сафии Галиуллиной, которая долгие годы активно участвовала в религиозной жизни села.

История возникновения  деревни

Деревня Малые Кармалы возникла в начале XVII века как выселок из села Старые (Большие) Кармалы. В дореволюционных источниках  упоминается также как починок Кармалов. В конце XVIII – начале XIX веков ее жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием и разведением скота.

В конце XVIII – начале XIX веков в деревне в 19 дворах насчитывалось 53 душ мужского и 72 женского пола некрещенных ясачных татар. В начале XX века здесь функционировали мечеть (построена в 1869 г.), медресе, 2 ветряные мельницы, 2 крупнообдирки, 2 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 482,1 десятин.

До 1920 деревня входила в Борогодскую волость Тетюшского уезда Казанской губернии. С 1920 года была в составе Тетюшского, с 1927 г. – Буинского кантонов Татарской АССР. С 1930 года вошла в состав Камско-Устьинского, с 1 февраля 1963 г. - Тетюшского, а с 1965 года вновь  Камско-Устьинского районов.

На сегодняшний день в деревне насчитывается 82 дома. В 63 дворах проживают 110 человек.

В деревне функционируют магазин, дом культуры, ФАП, мечеть.

Мечеть – гордость односельчан

С какой бы стороны вы не подъезжали к деревне Малые Кармалы, взгляд невольно ловит возвышающийся над деревней минарет, увенчанный полумесяцем. Отражаясь на солнце, он манит к себе, и, уже оказавшись рядом, не перестаешь удивляться прочности и красоте деревянной постройки. За свою вековую историю мечеть пережила многое, где хватало событий и светлых, и трагических. Надо с гордостью отметить, что благодаря жителям деревни, несмотря на атеистические гонения, они единственные в районе сохранили мечеть. Постановлением Кабинета Министров РТ мечеть внесена в список памятников истории и культуры регионального (республиканского) значения и поставлена под государственную охрану.

Отрадно, что здесь и сегодня звучит азан, приглашая на намаз. Проводятся все религиозные праздники.

Самостоятельный мусульманский приход деревни Малые Кармалы Тетюшского уезда Казанской губернии образовался в 1853 году, выделившись из махаллы деревни Старые (Большие) Кармалы того же уезда. Первая деревянная мечеть здесь была построена в 1869 году, а имамом ее стал Нурмухамет Ахмеров, получивший указ на исполнение должности приходского муллы 3 ноября 1864 года. В 1908 году возникла необходимость в более просторном культовом сооружении.

В 1909 году накануне зимы в деревню из Казани приезжает купец Ахметзян Ибрагимович Арасланов и проводит собрание, где поднимает вопрос о строительстве новой деревянной мечети. Жители села благодарят его и поддерживают идею.

Разрешение на строительство дано губернским правлением 6 июля 1909 года. Для строительства купец взял делянку в Лаишевском лесу. Зимой бревно катали по льду через Волгу, потом на лошадиных повозках перевозили в деревню. Руководил всеми работами приходской мулла Миннигази Миннебаев. Строительство было закончено осенью 1910 года. Установление полумесяца на минарете берет на себя  крестьянин по имени Гапсаттар. Это было сложно и далеко небезопасно. Он попрощался с односельчанами и полез наверх. Благодаря Аллаху, спустился благополучно.

Махалля деревни в начале XX века насчитывала 290 душ мужского пола на 117 домовладений. В медресе прихода обучалось 30 шакирдов. Имамом был Нурмухамед, после его смерти –  его сын Шагимухамед, остабикой - жена Фасахатбану. При нем мечеть посещали дети и взрослые.

Старостой в деревне долгие годы был очень добрый, уважаемый человек по имени Мухаммедгалим.

Мечеть закрылась 11 ноября 1931 года и была отдана под школу. Первыми учителями были Маннан Гибадуллин, Сарбизиган Шакирова и Асия Низамова.

Позже к ним присоединилась Лениза Шарафиева. Тогда ее муж Мансур Шарафиев  был председателем колхоза «Кама». Из воспоминаний Мансура Шарафиева: «Спустя годы кровля минарета стала осыпаться. Тогда старейшины деревни обратились ко мне. В ответ на их просьбу с Казанского вертолетного завода был привезен качественный кровельный материал. Меня, парторга Галляма Мифтахова и председателя Уразлинского сельсовета Франгизу Хайруллину вызвали в райком КПСС на заседание Бюро, которое продолжалось 7 часов. В итоге мы отделались предупреждением».

Фарит Галимов из Казани привез кран и двух человек, которые помогли установить на минарет полумесяц. 

Жители деревни никогда не отрекались от своей религии, - пятничные, праздничные намазы в течение 32 лет читали в доме Миннегаян Гиззятовой. Религиозной жизнью деревни в этот период руководил мулла Мухамедшакир Галимов. После смерти Миннегаян эби и муллы Мухаммедшакира с 1988 года по предложению Габделхак хазрат Гибадуллина жители деревни стали собираться в мечети.

С 1993 года по 2002 год имам-хатыйбом стал Галлям Низамов, пост остабики занимала Сафия Галиуллина, на сегодняшний день имам-хатыйб – Ягут Галимов, остабика – Гульчира Муталлапова.

Сафия абыстай каждый год летом собирала деревенских и приезжих детей и учила их сурам и аятам из Корана. После курсов экзаменатором приглашала Ильфара Хасанова, который в это время обучался в медресе «Мухаммадия» в г. Казани (нынче имам мечети «Кул-Шариф»).

В смутные времена минарет два раза подвергался нападкам.

Из воспоминания Сафии Галиуллиной: «Однажды летом 1937 года в деревне появились незнакомые люди – один на велосипеде, двое – пешком. Они остановились около мечети, где мы играли. Один из них поднялся на минарет и начал рушить кровлю. Их увидела Махбуза эби, проживающая напротив мечети, и, заподозрив неладное, изо всех сил побежала к каланче, к охраннику Кадыр абзый. Услышав колокола, в деревню прибежали люди, работающие в поле. За это время незнакомцы успели повредить часть кровли. Жители села, применяя силу, спустили их на землю, не дали разрушить, и мы, детвора, закидывая камнями, проводили их до окраины деревни. В этот день мужчины до утра караулили мечеть, но больше эти люди в деревне не появлялись».

История повторилась в 1970-1980 годах.

Однажды председателя колхоза «Кама» Мансура Шарафиева и председателя сельсовета Франгизу Хайруллину вызвали в райком партии. На заседании бюро был поднят вопрос о прекращении существования мечети. За отказ им пригрозили исключением из рядов КПСС, дали неделю подумать. Утром в деревне было принято решение передать мечеть под музей. Кашаф Каримов с сыном Халимом обошли все дома и собрали старинные вещи.  Об этом кто-то успел сообщить руководству района, и они, никого не предупреждая, не заходя ни в правление колхоза, ни в сельсовет, побывали в мечети. После этого вопрос больше не поднимался. Таким образом, вера и сплоченность жителей деревни помогли сохранить мечеть до сегодняшнего дня. Чуть позже экспонаты перенесли в здание СДК. В 2010 году 25 сентября сельчане отметили 100-летие мечети, на торжество прибыло много гостей, приехали представители из Думы РТ, из соседних деревень.

Двери мечети всегда открыты для верующих. В последние годы мечеть преобразилась – заменили кровлю, окна, здание обшили сайдингом, огородили решеткой.Текущим ремонтом и благоустройством на добровольных началах занимается Ильдар Хайруллин, помогают Гульчира абыстай и все жители деревни. Малокармалинцы достойны похвалы.

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: из истории района Малые Кармалы